ГлавнаяПсихология24-часовой темный ретрит: как делать, чтобы получить максимальную пользу?

24-часовой темный ретрит: как делать, чтобы получить максимальную пользу?

Вопросы духовности многих людей начинают волновать еще в детстве. Почему я здесь? Как я очутился на этой планете? Почему мне дано именно это тело, а не какое-то другое? Почему я не могу поменять свое тело на какое-то другое? Зачем я живу? Ради чего я существую? Почему здесь столько боли и страданий? Какова моя конечная цель существования?

Когда человек испытывает духовный голод, то все материальное становится слишком поверхностным и перестает его интересовать, появляется чувство опустошенности, гнетущей тоски и безысходности. Это тоска по глубинному «Я», по той внутренней части самого себя, о которой человек знал до своего рождения, но потом забыл. Многие люди по привычке продолжают заниматься теми обыденными делами, которые раньше приносили им удовольствие и удовлетворение, но все это еще больше их разочаровывает и усиливает чувство тоски и тревоги.

Все это заставляет людей обращаться вглубь самих себя. Все знания находятся внутри самого человека. Надо только открыть свое сердце, и тогда сердце обязательно приведет к Истине. А Истина – это то, что безгранично, вечно и неизменно. Истина – это тот внутренний Источник знаний и мудрости, соприкоснуться с которым можно лишь после налаживания контакта со своим глубинным «Я».

Существует много способов познать, осознать и понять себя, познакомиться со своим глубинным «Я», отыскать свой внутренний Источник, поменять привычный образ жизни, сдвинуть парадигму в нужную сторону, начать видеть осознанные сны и обрести внутреннюю свободу. Но самым коротким и естественным способом является темный ретрит.

Темный ретрит: что это такое?

Темный ретрит – это радикальный, но очень эффективный способ не только выйти из суеты социума, но и встретиться с самим собой, не фальшивым и придуманным окружающими людьми, а честным, искренним и настоящим. Темный ретрит – это метод продвинутой практики в учениях определенных школ тибетского буддизма, благодаря которому у человека появляется возможность нового внутреннего познания через воспоминания давно забытых ощущений. Ретрит данного вида проходит при полном отсутствии света, иногда – с завязанными глазами и заткнутыми ушами.

Посвященный темному ретриту период времени может варьироваться от нескольких часов до нескольких десятилетий. В гималайских традициях заниматься традиционным темным ретритом могут только старшие духовные практики и только с разрешения соответствующего духовного руководства.

Темный ретрит способствует обретению осознанности в состоянии бордо (промежуточное состояние между одной жизнью и следующей), но его основная цель заключается в обретении радужного тела до наступления смерти или в процессе умирания. Радужное тело или дематериализация – это способность человека по собственной воле в течение короткого отрезка времени или мгновенно полностью или частично превращаться из объекта материального мира в столп света. Обретя радужное тело, человек как объект материального мира может исчезать без какого-либо внешнего воздействия или появляться в двух или более местах одновременно.

Темный ретрит практиковали древние египтяне и майя. Традиционно темный ретрит у них длился на протяжении 10 дней. Все это время люди, которые ступали в полностью удаленный от звука и света центр пирамиды, наблюдали за работой Вселенной.

Руководитель и организатор Центра восточных Практик «Мэдите», мастер йоги с огромным опытом, ведущий семинаров по йоге и тантре саньясин Свами Дев Даршан утверждает, что темный ретрит – это отличная возможность познать себя, увидеть, какие мы изнутри, осознать, что человек не является таким, каким его видит мир и каким он себя старается показать этому миру. Внутри каждого человека – целая вселенная, которая постоянно расширяется и имеет центростремительное ускорение. И именно в возможности познания себя скрыта возможность достижения Просветления или внутреннего прозрения.

Темный ретрит: что это такое

Полезно или вредно практиковать темный ретрит?

Реклама

Если традиционный темный ретрит в гималайских традициях могут практиковать только старшие духовные практики, то стоит ли всем остальным людям заниматься этим? Не разрушится ли после темного ретрита семейная и социальная жизнь? Многие начинающие заниматься саморазвитием практики хотели бы попробовать темный ретрит, но они боятся, что в ходе трансформации потеряют себя и свою идентичность.

Свами Дев Даршан утверждает, что темный ретрит не может никому навредить. Просто есть люди, которые могут в это идти и это практиковать, а есть люди, которые не могут. Многое зависит от уровня подготовки выполняющего садхану (духовный поиск) человека. Если практикующий разные техники и методы самопознания ученик йоги (садхак) имеет огромное желание прожить новый опыт и познать себя с еще одной стороны, то темный ретрит будет для него очень полезным. Если же человек находится во власти своих внутренних страхов и изначально очень боится, то ему стоит сначала разобраться со своими страхами, а затем задумываться о темном ретрите, иначе никакой пользы данная практика в текущий период времени ему не принесет.

А можно ли практиковать темный ретрит тем людям, которые боятся темноты и иногда видят страшные сны? Свами Дев Даршан таким людям советует не бояться темных ретритов, ведь в своей практике проведения ретритов он не помнит, чтобы садхаки рассказывали про ужасы и страшные видения, испытанные в процессе использования данного метода. Иногда во время темного ретрита новички могут испытывать острое одиночество и чувствовать себя так, будто весь мир бросил их. Но проявляется все это не в форме страха, а в виде глубокого и чувственного психологического переживания этих ощущений.

Свами Дев Даршан называет темный ретрит забавным мероприятием, с участниками которого происходят глубинные внутренние трансформации. Многое зависит и от формата. Побывавшие на трехдневном ретрите люди не только мечтают его повторить, но и хотели бы попасть на более длительное погружение, которое длилось бы семь, четырнадцать или двадцать один день. Самостоятельно же темный ретрит проводить не рекомендуется, так как у темноты есть свой собственный объем и свой рисунок реальности, разобраться в котором без помощи квалифицированного наставника практически невозможно.

Какая связь между практикой ночи, гуру-йогой и темным ретритом?

В составленной из устных учений книге «Ночная практика и 24-часовой темный ретрит» активно распространявший буддийское учение по всему миру тибетский учитель Дзогчена Чогьял Намкай Норбу рассказывает, что в Дзогчене принципиально важно объединить ночное время с практикой темного ретрита. Научившись осознавать во сне, мы обретаем способность практиковать в своих снах намного эффективнее, чем в бодрствующем состоянии.

В системе тантризма есть много методов, относящихся к йоге сна. Изучать эти методы не очень просто, особенно для тех, кто не является практиком тантры и не знаком с такого рода учениями. Да и не так-то легко понять и начать применять эти методы в реальной жизни. Но если вы следуете учению Дзогчен, если вы и не изучали Семде, Лонгде и Упадешу, то должны знать, как делать гуру-йогу с белым «А» в тигле.

Поэтому перед началом практики темного ретрита необходимо выполнить визуализацию белого «А» в тигле, а затем непосредственно приступать к практике. Если человек во время выполнения темного ретрита расслабится и уснет, то его присутствие в текущем моменте времени будет продолжаться. Вы поймете это сразу, но постепенно начнете замечать в себе подобного рода изменения.

Хотя практика ночи – это не что иное, как практика гуру-йоги, и она очень важна, некоторые всё равно считают, что если они не достигли успеха в этой практике, то это не важно, потому что они делают обычную гуру-йогу. Очень хорошо, что вы делаете гуру-йогу, но ночь – это половина нашей жизни, и поэтому очень важно, чтобы вы делали практику не только днем, но и ночью.

Нередко случается, что практикующие, сделав эту практику несколько раз и заметив, что у них не получается оставаться в состоянии присутствия, прекращают её делать. Чогьял Намкай Норбу утверждает, что это не очень хорошо. Вместо этого практикующие должны упорно продолжать и пытаться снова и снова делать практику ночи. Если вам все же не удается достичь успеха, есть метод для преодоления этой проблемы – короткий темный ретрит.

Поскольку гуру-йога включается в себе такие элементы, как ночная практика и темный ретрит, вы должны постараться хорошо её выучить и делать регулярно. Когда у вас есть возможность, вы можете делать разные коллективные практики и прогрессировать, работая с обстоятельствами и имеющимися у вас возможностями.

Реклама

Подход Дзогчена к практике ночи, гуру-йоге и темному ретриту очень прямолинеен. Он не предполагает умозрительных упражнений или сложных визуализаций, но эти практики чрезвычайно важны, так как все они помогают нам подготовиться к состоянию бардо.

Ночная практика по своей сути является одним из элементов гуру-йоги, но некоторым практикующим бывает нелегко расслабиться в состоянии присутствия во время отхода ко сну. Лучший способ преодолеть данную проблему – это тёмный ритрит.

Каких эффектов стоит ожидать после темного ретрита?

После темного ретрита люди начинают совершенно по-другому смотреть на свою жизнь. У них происходит колоссальная переоценка ценностей: их повседневное бытие становится более ярким, насыщенным, объемным, интересным, увлекательным и «вкусным». О таких понятиях, как скука, уныние, апатия, безразличие и равнодушие, можно забыть раз и навсегда. К людям возвращается полнота ощущений!

А еще люди, которые на собственном опыте узнали, что такое темный ретрит, начинают воспринимать окружающий их мир как бесконечное сновидение Высшего Сознания. Те состояния, которые проходят в уме, продолжают свидетельствоваться, но отождествления с ними уже не происходит. Грусть, печаль и прочие негативные эмоции воспринимаются как временное явление. Они просто усиливают красоту жизни, но никак не влияют на повседневную жизнь. Подобного рода эмоции больше не являются триггерами.

После темного ретрита возникает общий постоянный фон, который эмманирует как блаженство, покой, любовь, восторг от каждой прожитой секунды времени. Восприятие себя как личности кардинальным образом меняется: никаких отдельно взятых личностей не существует, эго растворяется, глубинное «Я» «вспоминает», что он является частью Энергии Единого Сознания, а индивидуальность и разделенность – это всего лишь иллюзия.

Все мечты, замыслы, проекты и планы складываются в четкую и ясную картинку. Постепенно практикующий темный ретрит человек обретает удивительную ясность сознания, в голове возникает продуманный до мельчайших деталей план дальнейшей жизни.

Темный ретрит в течение 24 часов: пошаговая инструкция

Обычно в темном ретрите применяют методы практики Дзогчен Янгти. Существует много соответствующих техник и методик. Но в данном случае речь не идет об традиционном темном ретрите, который могут делать только старшие духовные практики с разрешения духовного руководства. Сейчас мы рассмотрим способ делать темный ретрит на протяжении всего лишь двадцати четырех часов – это что-то вроде предварительной практики.

1. Подготовка к темному ретриту

Начинать делать практику нужно вечером, когда темно, а затем следующим вечером заканчивать и выходить из темного ретрита. Почему следует выходить из ретрита именно тогда, когда темно? Так у вас будет меньше трудностей с возвращением к обычной жизни. Люди не привыкли долгое время находиться и жить в темноте, поэтому иногда это может показаться им странным и трудным. Когда вы выходите из темного ретрита, то можете почувствовать себя словно в плывущей лодке. Если вы выйдете из ретрита когда темно, то поймете, что так намного легче адаптироваться к окружающей реальности.

Кто-то может сказать: «Темный ретрит – это так хорошо и так замечательно, что я хочу делать его три дня». Если вам нравится эта практика и вы получаете удовольствие от неё, то можете продолжать до тех пор, пока у вас есть такое желание. Но на стадии подготовки к темному ретриту вы не должны решать, сколько именно времени будете делать практику. Чогьял Намкай Норбу утверждает, что это плохая идея.

Если вы сразу решите делать темный ретрит одну неделю, а через два дня у вас возникнет желание вернуться к обычной жизни, но вы будете настаивать на вашей недельной программе, то могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем, как физическим, так и психическим. Вместо этого следует работать с обстоятельствами. Сначала сделайте практику в течение одного дня, затем двух, и если все идет хорошо, то можете делать ретрит и три дня, и две недели или месяц.

Реклама

Аю Кандро, которая была одним из учителей Чогьял Намкай Норбу, начала практиковать темный ретрит в пятьдесят семь лет. И остаток своей жизни она провела в темном ретрите. Со временем женщина стала принимать людей в своем ретритном доме. Люди приходили увидеть её, и она давала советы и учила людей в темной комнате, освещенной только масляными лампами. Люди могли видеть её, и она могла видеть людей, но большую часть жизни она жила в темноте. И так до конца своих дней. Она прожила сто пятнадцать лет. Когда Чогьял Намкай Норбу встретился с ней, ей уже было сто тринадцать лет. В ретритном доме Аю Кандро Чогьял Намкай Норбу провел несколько месяцев и получил массу полезных знаний.

Когда кто-то реально достигает развития в таких практиках, как Дзогчен Янгти, то для него темнота – это больше не темнота, а измерение света. У активно практикующего темный ретрит человека может быть множество видений, и это не создает никаких проблем. Но когда люди впервые приступают к темному ретриту протяженностью двадцать четыре часа, то темнота – это всего лишь темнота. Новички в ней ничего не видят. Человек старается делать практику, и у него могут возникать особые переживания. Это нужно осознать перед началом темного ретрита, чтобы в процессе не возникло никаких проблем.

2. Выбор места и позы

Как же делается темный ретрит? Вы входите в ретрит вечером, и к этому времени уже должны понимать, что такое темный ретрит и зачем нужно его практиковать. Место должно быть тихим, чтобы никто не ходил рядом и не беспокоил вас на протяжении двадцати четырех часов. Вы должны заранее приготовить пищу, питье и место для сна.

Вам не нужно оставаться в одной позе все двадцать четыре часа. Это совершенно не соответствует подходу Дзогчена. Оставаться в одной позе – это в стиле учения Ваджраяны. В Ваджраяне, выполняя визуализацию, преображение и т. д., практикующие упорно и на протяжении длительного времени сохраняют одно положение тела. В своей автобиографии Миларепа говорит, что он делал практику всю ночь и не спал. На макушке его головы стояла масляная лампа. Чтобы не уснуть, ему нужно было очень точно сохранять положение тела. Если бы он уснул хотя бы на мгновение, то у него возникли бы огромные проблемы. Таков стиль Ваджраяны.

В Тибете, когда практикующие делают длительный темный ретрит, они все время проводят на напоминающем коробку сиденье. Люди не могут спать обычным образом, не могут вытянуть ноги. Часами, днем и ночью, они сохраняют это фиксированное положение тела. Подход Дзогчена совершенно иной, поэтому вам нужно подготовить удобное спальное место, на котором можно и сидеть, и спать. Почувствовав усталость, вы засыпаете, а когда просыпаетесь, принимаете позу медитации и делаете практику.

Для главной практики следует использовать позу риши. Обычно поза риши означает, что ваши колени находятся у живота. При помощи пояса для медитации вы поддерживаете колени на уровне живота, поставив ступни на землю. Сохраняя спину очень прямой, вы координируете энергию. Обхватите колени руками, взявшись правой рукой за левый локоть, а левой рукой – за правый. Голову следует держать прямо, на одной линии с туловищем.

3. Поведение во время темного ретрита

Какое-то время вы остаетесь в вашем истинном состоянии, а потом прикладываете три пальца (указательный, средний и безымянный) обеих рук к своим глазам. Вы слегка надавливаете безымянным и указательным пальцами на уголки глаз и мягко прикладываете средний палец к центру. Затем вы какое-то время смотрите вверх. Иногда вы можете почувствовать небольшую боль в глазах. Не волнуйтесь, это не повредит вашим глазам. На самом деле это очень помогает улучшить зрение. Но не стоит надавливать слишком сильно.

Когда вы слегка надавливаете и смотрите вверх, может появиться что-то вроде тигле разных цветов. Тигле может и не появиться, а вместо него проявится какой-то свет. Когда мы слегка прижимаем глаза, у нас может быть переживание не просто темного пространства, а тигле или каких-либо проявлений света. Это переживание связано с нашей потенциальностью, проявляющейся посредством вторичной причины, которой в данном случае является надавливание на глаза.

Почувствовав усталость, вы снова кладете руки на колени и держите голову прямо на одной линии с туловищем, открываете глаза в темноте и продолжаете оставаться в своем состоянии. В этот момент у вас могут возникнуть такие же видения, как когда вы прижимали пальцы к вашим векам. Они могут появиться не сразу, но когда вы повторите эту практику много раз, то что-то точно появится. И тогда вы сможете осознать, что свет начинает проявляться и без нажатия. Надавливание на глаза – это вторичная причина, но когда тигле появляется в темноте без какой-либо вторичной причины, вы можете понять, как на самом деле проявляется наша изначальная потенциальность. Нужно повторить эту практику несколько раз.

4. Запреты во время темного ретрита

Во время темного ретрита вы не должны пользоваться часами, ни обычными, ни теми, у которых есть подсветка. У вас не должно быть при себе мобильного телефона, планшета, ноутбука и прочих гаджетов. Чогьял Намкай Норбу рассказывает, что как-то в Меригаре один человек, делавший темный ретрит, попросил гекё, который принес еду, чтобы тот зарядил ему мобильный телефон!

Нельзя делать темный ретрит таким образом. Если вы делаете ретрит на протяжении всего лишь двадцати четырех часов, вы должны постараться сделать его наилучшим образом, ведь только тогда от этого будет хоть какая-то польза.

5. Что делать, если хочется спать?

Если вы почувствовали усталость, вы просто ложитесь и спите. Если вы мужчина, вы принимаете позу паринирваны Будды, лежа на правом боку. Если вы женщина, то ложитесь на левый бок. Если дыхание через ноздри не представляет трудности, то мужчинам нужно закрыть правую ноздрю правым безымянным пальцем и дышать только через левую ноздрю, а женщинам – закрыть левую ноздрю левым безымянным пальцем и дышать только через правую ноздрю.

Вы выполняете визуализацию белого «А» и тигле, расслабляетесь и остаетесь в мгновенном присутствии. Если у вас нет такого знания, просто расслабьтесь в этой ясности. Затем вы засыпаете. В первый раз вам может быть нелегко заснуть, но во второй раз будет легче. Во второй раз станет легче делать и визуализацию.

После того как вы поспали два или три раза, ваше желание спать уменьшится. Вы не будете понимать, сколько времени проспали, потому что у вас не будет возможности посмотреть, который час. Через некоторое время вы станете спать очень легко и начнете замечать, когда вы спите и когда просыпаетесь. Вам станет намного легче делать практику ночи.

6. Выход из темного ретрита

Когда вы проснулись, вы должны сразу же сесть в позу медитации и сделать все точно так же, как вы делали раньше. Вы начинаете с гуру-йоги и продолжаете повторять те действия, которые делали для погружения в темный ретрит.

Некоторые люди рассуждают так: «Я очень хочу сделать темный ретрит, но очень боюсь, что после этого моя жизнь уже не будет прежней ». Чогьял Намкай Норбу не рекомендует практиковать темный ретрит без наставлений. Некоторые люди идут в темноту просто из любопытства, но что можно увидеть в темноте? Для таких людей темнота – это просто темнота, там нет ничего.

Так что новичкам нужен метод и учение, ведь только тогда от этого будет какая-то польза. Особенно в том случае, если вы не будете останавливаться на достигнутом, а продолжите развивать ваши способности. Темный ретрит очень полезен для практикующих гуру-йогу, потому что практика в темноте намного более эффективна, чем обычная практика в дневное время.

✔ Рекомендуем: Что такое ретрит. Основные причины ухода в ретрит

Наш канал: Яндекс Дзен
Юлия
Юлия
"Это банально, но суть вот в чём: тебе тогда будет хорошо, когда ты сам будешь хорошим. Хорошим? Вернее сказать, честным. Не по уголовному кодексу честным — я могилу могу ограбить, медяки с глаз у мёртвого снять, если деньги нужны, чтобы скрасить жизнь, — перед собой нужно быть честным"

Сейчас читают

Новые комментарии

Реклама