Пирамида потребностей Маслоу: 4 примера из жизни

Древнегреческий философ и сторонник материализма Демокрит утверждал, что любая человеческая потребность является той мощной движущей силой, благодаря которой человечество смогло не только получить, но и развить язык, ум и мышление. Взяв за основу утверждение этого философа, основатель гуманистической психологии и известный специалист в области психологии Абрахам Маслоу создал мотивационную теорию иерархии человеческих потребностей, которую спустя какое-то время для улучшения её восприятия начали изображать в виде пирамиды.

Хотя в мире существует множество разных пирамид (пирамиды Кукулькана, пирамиды в Гизе, пирамиды Мачу-Пикчу и т.д.), но далеко не у всех индивидов эти архитектурные сооружения вызывают неподдельный интерес. Пирамида же Абрахама Маслоу, являясь интеллектуальным сооружением и отражением одной из самых известных и популярных мотивационных теорий современности, интересует многих людей. Вот уже несколько десятилетий подряд теорию иерархии потребностей Маслоу изучают в учебных заведениях, широко используют в работе и бизнесе, применяют в теоретической экономике и теории потребления, используют для того чтобы разобраться в джунглях собственных потребностей и желаний.

Что такое пирамида потребностей Маслоу? В чем заключается суть данной теории? Из каких уровней состоит пирамида Маслоу? Можно ли использовать пирамиду потребностей для решения повседневных проблем и задач? В данной статье обсудим эти и другие вопросы, касающиеся пирамиды Маслоу и её влияния на современное общество.

Абрахам Маслоу – создатель теории иерархии потребностей

Чтобы понять суть теории иерархии потребностей, необходимо сначала не только ознакомиться с биографией её создателя, но и попытаться осознать ход его мыслей. Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в еврейском квартале Бруклина. Родители мальчика, Роза Шиловская и Самуил Маслов, в начале двадцатого столетия иммигрировали в США из Киевской губернии.

Абрахам Маслоу - пирамида потребностей
Абрахам Маслоу — Американский психолог

Абрахам – старший из семи детей четы Масловых. Будучи одним из лучших учеников в школе, Маслоу, по совету папы, решает поступить в юридический Городской колледж Нью-Йорка. Учеба в колледже не задалась, поэтому, не окончив и первого курса, в 1928 году Абрахам переводится в Висконсинский университет (Мадисон, Висконсин) и женится на своей кузине Берте.

В 1934 году Маслоу становится доктором наук и начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у известного бихевиориста, педагога и психолога Эдварда Торндайка. Через три года он занимает должность профессора в Бруклинском колледже. За 14 лет работы на этой должности Маслоу не только знакомится со многими прятавшимися в США от нацистских преследований европейскими психологами, но и решает заняться исследованием самоактуализирующихся индивидов.

Первые исследования самоактуализации, проведенные Абрахамом, вызвали довольно-таки негативную реакцию у американского психологического сообщества, большинство членов которого являлись ярыми сторонниками бихевиоризма. Коллеги начали обходить стороной профессора, а авторитетные и популярные психологические журналы не хотели публиковать его статьи. В 1951 году Маслоу меняет место работы и становится деканом психологического факультета частного исследовательского Брандейского университета, где мужчина и проработал до 1969 года.

Идеи Маслоу начали получать признание в 60‑е годы. Абрахам стал настолько популярным и востребованным, что в 1967 году Американская психологическая ассоциация избрала его своим президентом.

Умер Абрахам Маслоу 8 июня 1970 года в Калифорнии в возрасте 62 лет. Причина смерти – острый инфаркт миокарда.

Пирамида потребностей Маслоу: что это такое?

Пирамида потребностей Маслоу – это иерархическая модель человеческих потребностей, которая отражает суть мотивационной теории иерархических потребностей и является несколько упрощенным изложением описанных в труде «Теория человеческой мотивации» (1943 год) идей Абрахама Маслоу.

Более подробно свои идеи Маслоу описал в книге «Мотивация и личность», которая была написана в 1954 году. Первые упоминания о пирамиде Маслоу можно отыскать в немецкоязычных источниках 70‑х годов прошлого столетия.

Пирамида Маслоу, изображение которой отсутствует в основополагающей статье автора, представляет собой схематическое изображение или диаграмму всех потребностей любого человека в иерархическом порядке. Потребности размещены следующим образом: самые насущные, базовые и простые находятся в нижней части пирамиды, а самые возвышенные и благородные – в верхней части пирамиды.

Почему ни в одном из публикаций Маслоу нет никаких схематических изображений? Дело в том, что Абрахам всегда относился к человеческим потребностям как к порядку динамичного, а не статичного характера. Автор утверждал, что порядок этот может меняться в зависимости от тех или иных индивидуальных особенностей каждой отдельно взятой личности. В одних и тех же исходных условиях один человек может чувствовать, что его потребность полностью удовлетворена, другой – что его потребность удовлетворена на 50%, а третий – что его потребность удовлетворена всего лишь на 25%.

В чем заключается суть пирамиды Маслоу?

Потребность человека – это осознанное физиологическое или психологическое отсутствие чего-либо. Любая потребность является мотивацией к действию.

Маслоу распределил все потребности по мере убывания их важности. Ученый утверждал, что пока человек нуждается в удовлетворении базовых потребностей, он не сможет испытывать и удовлетворять потребности более высокого уровня.

Человек будет жить мыслями об одном лишь хлебе только в том случае, если этого самого хлеба у него нет. Когда же хлеб всегда есть на столе, а желудок не урчит от голода, то человеческие стремления меняют свое направление самым кардинальным образом. Если потребность в хлебе удовлетворена, то у индивида появляются потребности более высокого уровня. Именно эти «высокие» потребности, а не физический голод, и начинают управлять человеком.

Как только индивид удовлетворяет одни потребности, у него сразу же возникают другие потребности, но уже более высокого уровня. И совсем не обязательно, чтобы предыдущие потребности были удовлетворены на все сто процентов. Для перехода на следующий уровень достаточно и частичного удовлетворения.

Удовлетворение базовых физических потребностей – это основа всех основ. Маслоу в своих работах постоянно подчеркивал, что только сытые и не имеющие повода для тревоги или страха люди могут создать счастливое и идеальное общество. Если же индивид постоянно испытывает голод и чувство страха, то вряд ли он будет остро переживать дефицит любви или отсутствие власти. Человек же, имеющий власть и не ощущающий нехватку любви, все равно будет регулярно испытывать потребность в еде, воде, кислороде, сне и т.д.

Человеческие потребности могут проявляться в совершенно разных формах, так как каждый отдельно взятый человек наделен определенными способностями и обладает собственной мотивационной системой. Потребность в признании и уважении у одних индивидов проявляется в виде желания стать известным политиком и заслужить уважение большинства сограждан, другим же достаточно того, что их признают и уважают родные, близкие, коллеги, друзья и знакомые. Такой широкий диапазон в рамках той или иной определенной потребности можно наблюдать не только на высших уровнях пирамиды, но и на самом низком уровне, где размещены физиологические потребности.

Уровни пирамиды Маслоу

Люди имеют множество самых разных потребностей. Все эти потребности Маслоу разделил на 5 основных категорий или уровней:

  1. физиологические потребности;
  2. потребность в стабильности и безопасности;
  3. социальные потребности;
  4. потребности престижа;
  5. духовные потребности.

5 ступеней пирамиды Маслоу

Рассмотрим каждый из уровней потребностей пирамиды Маслоу более детально.

Первый уровень. Физиологические потребности

Физиологические потребности человеческого организма находятся в самой нижней и широкой части пирамиды. Они представляют собой основу основ любых человеческих потребностей. Тело любого живущего на планете Земля человека, как и тело любого другого живого существа, самой природой запрограммировано на то, чтобы регулярно удовлетворять базовые потребности в пище, воде, кислороде, сне и сексе.

Без удовлетворения физиологических потребностей живой организм не сможет долго просуществовать. Потребности низшего уровня не только дают возможность человеческому телу продолжать существование, но и позволяют ему полноценно развиваться.

Если организм голоден или хочет в туалет, то мозг не будет думать ни о чем другом, пока эти потребности не будут удовлетворены. Только удовлетворив физиологические потребности низшего порядка, индивид сможет работать, заниматься развитием бизнеса, путешествовать, читать книги, смотреть фильмы, посещать театр, неспешно прогуливаться, строить отношения с другими людьми, наслаждаться красотой окружающих его пейзажей и т.д.

Избавиться от физиологических потребностей невозможно. Они являются врожденной и неотъемлемой частью существования любого живого организма.

✅ Второй уровень. Потребность в стабильности и безопасности

Потребность в стабильности и безопасности проявляется в виде желания иметь комфортабельные и постоянные условия повседневного существования. Данная потребность, как и базовые физиологические потребности, появилась еще во времена первых людей и прописана на генном уровне.

Многие специалисты утверждают, что потребность в стабильности и безопасности является физиологической реакцией организма «бей или беги», которая проявляется на неосознанном уровне. У наших предков было всего лишь несколько задач, выполнение которых гарантировало им выживание. Первобытные люди занимались лишь тем, что кушали, размножались и избегали разного рода опасностей. Успешное выполнение этих трех первостепенных задач помогло людям выжить и эволюционировать.

Как проявляется потребность второго уровня в жизни человека? Рассмотрим суть данной потребности на примере новорожденных деток. Еще не осознавая окружающую их действительность, младенцы, удовлетворив голод и жажду, стремятся на подсознательном уровне к защищенности. Именно поэтому они плачут, когда мамы нет рядом, ведь только она способна дать малышу это ощущение.

Взрослые же люди, удовлетворяя свою потребность в стабильности и безопасности, покупают бронированные двери и врезают в них хитроумные замки, оснащают свое жилище инновационными системами безопасности, нанимают охрану, покупают сейфы, приобретают страховки, стараются не посещать криминальные районы своего города и т.д.

Потребность в стабильности и безопасности у современного человека проявляется не только в виде «животной» безопасности (наличие надежного и безопасного укрытия, отсутствие любой угрозы нападения и т.д.), но и в виде социальной безопасности, обусловливаемой самим социумом. Люди, которые могут потерять стабильную и высокооплачиваемую работу, испытывают огромный стресс и страдают от негативных чувств и эмоций, так как их потребность в стабильности и безопасности больше не удовлетворяется должным образом.

✅ Третий уровень. Социальные потребности

Социальные потребности – это потребность в любви, социальных связях, привязанностях, общении, совместной деятельности, внимании к своей персоне, заботе о других людях и т.д. Эти потребности на генетическом уровне были заложены еще во времена пещерных людей. В то время выжить в одиночку было практически невозможно. Чтобы стать частью той или иной группы людей, индивиду понадобился совершенно новый навык – коммуникативность.

Благодаря этому навыку, пещерный человек мог находить общий язык с членами своего племени и не бояться того, что его в любой момент возьмут и выгонят из пещеры. Современным же людям благодаря хорошо натренированной коммуникативности удается сохранять социальный баланс и не попадать в бан в социальных сетях.

Индивид, удовлетворив потребности первого и второго уровней, желает обрести свою вторую половинку, завести новых друзей, стать членом той или иной группы людей. И в этом нет ничего странного или удивительного, ведь каждый человек испытывает нужду в том, чтобы не только проявлять, но и получать любовь и заботу.

Только находясь в социальной среде, личность может сполна прочувствовать свою значимость и полезность. Именно эти чувства и мотивируют индивидов на взаимодействие с другими людьми и удовлетворение социальных потребностей.

✅ Четвертый уровень. Потребности престижа

Потребности престижа – это потребность в самоуважении и уважении окружающих людей, карьерном росте, признании, высоких оценках, достижении успеха и т.д. Как только индивид в той или иной мере удовлетворяет потребности первого, второго и третьего уровней, сила непосредственного воздействия на него окружающих людей существенно понижается.

В центре внимания такого человека оказываются потребности в уважении и признании его умений, талантов, особенностей и прочих проявлений его яркой и неповторимой индивидуальности. Если индивид успешно реализует свой потенциал и получает признания тех людей, мнение которых имеет для него определенное значение, то такая личность обретает уверенность в себе, своих силах и возможностях.

Некоторым индивидам для удовлетворения потребностей этого уровня достаточно признания их успехов и достижений родными и близкими людьми, другие же хотят, чтобы их таланты и способности признало как можно большее количество членов общества.

✅ Пятый уровень. Духовные потребности

Духовные потребности – это потребность в самовыражении, самоактуализации, познании и самоидентификации. Удовлетворив потребности предыдущих уровней, человек не только начинает развиваться духовно и становиться более совершенной личностью, но и продолжает реализовывать свой внутренний потенциал.

Чтобы удовлетворить потребности пятого уровня, индивид развивает свои способности и таланты, посещает разные культурные мероприятия и занимается творческой деятельностью. Человек активно и целеустремленно ищет смысл жизни, с неподдельным интересом созерцает и изучает окружающий мир, старается хоть как-то изменить его в лучшую сторону. Многие изучают эзотерику и религию, начинают интересоваться наукой и инновационными технологиями.

У некоторых личностей во время удовлетворения духовных потребностей могут сформироваться совершенно новые убеждения и взгляды на тот или иной вопрос. Духовно развитый человек стремится заниматься только тем, к чему у него есть способности и что приносит ему истинное удовольствие.

Пирамида потребностей Маслоу с примерами из жизни

Яркие примеры применения пирамиды Маслоу в повседневной жизни

Пирамиду человеческих потребностей Маслоу не только можно, но и нужно применять в реальной жизни, ведь это поможет вам установить контакт с другими людьми, разобраться как в своих собственных желаниях и потребностях, так и в желаниях и потребностях окружающих вас людей.

Рассмотрим основные способы использования пирамиды Абрахама Маслоу на ярких примерах из повседневной жизни!

Пример №1. Кристина и её страсть к покупкам

Кристина обожает шопинг! Она практически каждый день покупает какой-то новый товар. Если у Кристины нет времени на походы по магазинам, то она совершает покупки онлайн. Позавчера девушка приобрела очередную пару обуви известного дизайнера, вчера прикупила новую модель айфона, а сегодня планирует купить пятый по счету спортивный костюм.

Пирамиду Маслоу нужно использовать не только профессиональным рекламным агентам и пиарщикам, но и таким обычным и далеким от рекламной сферы людям, как Кристина. Если бы девушка ознакомилась с уровнями человеческих потребностей пирамиды Маслоу, то она смогла бы разобраться в своих желаниях и поняла бы, почему она так любит совершать и нужные, и совершенно ненужные покупки.

Кристина осознала бы, что она покупает не модные брендовые туфли или дорогой спортивный костюм, а просто удовлетворяет свою потребность в признании. Она мечтает «утереть нос» не только богатой и модно одевающейся коллеге, но и тем девушкам, которые тренируются вместе с ней в спортивном зале.

Покупка новой модели айфона – это не просто покупка телефона, а желание стать участницей клуба избранных, ведь обладать афоном последней модели – это круто, классно и очень престижно! Все вокруг однозначно будут завидовать и начнут уважать еще больше!

Благодаря самоанализу при помощи пирамиды Маслоу можно не только понять свои желания и научиться бороться с назойливой рекламой, но и сэкономить существенную сумму денег, которую можно потратить на удовлетворение других потребностей.

Пример №2. Марина и её важный разговор с мужем

Утром Марина совершенно случайно встретилась в супермаркете с подругой Лерой, которая работает в крупном туристическом агентстве. Валерия рассказала, что у них в наличии есть две горящие путевки в Таиланд, которые до конца дня можно приобрести с 35-процентной скидкой. Марина давно хотела попасть в эту страну, поэтому попросила Леру придержать путевки хотя бы до трех часов дня, чтобы она успела обсудить этот вопрос с мужем, который скоро придет домой на обеденный перерыв.

Как только супруг Марины пришел домой, она сразу же начала с ним разговор о горящих путевках. У мужчины же, который не успел позавтракать, утром была очень важная деловая встреча. Он настолько погрузился в свои мысли и настолько был раздражен тем, что вместо обеда на столе его ждет очередной важный вопрос, требующий очередных финансовых вложений, что, не выслушав свою жену, он сразу же отказал ей.

Если бы Марина знала о пирамиде потребностей Маслоу, то она сначала бы накормила мужа сытным обедом и дала бы ему немного отдохнуть, и только потом бы начинала с ним разговор о горящих путевках и поездке в Таиланд. Девушка не поспособствовала удовлетворению базовых потребностей супруга, поэтому нет ничего удивительного в том, что он, испытывая чувство голода, не захотел с ней ничего обсуждать.

Пример №3. Алексей и его принадлежность к социальной группе

Алексей – типичный трудный подросток. Парень довольно-таки плохо учится в школе, много времени проводит за компьютером и искренне верит в то, что никто вокруг его не понимает и никогда не поймет.

Во время зимних каникул Леша познакомился с трудным и неуправляемым подростком Сергеем, который является основателем тайной секты «Бойцовский спецотряд». Участники этой секты занимаются тем, что устраивают бои между собой или с ребятами, которые живут в других районах города. Родители Алексея, узнав о том, что их сын общается с отпетыми хулиганами, не только полностью запретили ему контактировать с Сергеем и его друзьями, но и посадили мальчика под домашний арест и отключили интернет.

Если бы мама и папа Леши изучили пирамиду Маслоу, то они знали бы о том, что любой подросток, особенно тот, у которого не складываются отношения с одноклассниками и учителями, хочет ощущать принадлежность к той группе людей, в которой его будут понимать и принимать. Запретив своему сыну общаться с друзьями, родители совершили огромную ошибку, ведь они препятствуют удовлетворению одной из основных социальных потребностей своего ребенка.

Маме и папе мальчика нужно было не запрещать ему общаться с друзьями, а просто «подменить» круг общения. Если бы Алексей заинтересовался спортом, то, посещая спортивную секцию, он нашел бы себе друзей по интересам и стал бы частью той социальной группы, которая бы влияла на него положительно.

Пример №4. Максим и его поиски идеальной девушки

Максим с отличием окончил экономический университет. Он прекрасно знает, что пирамиду Маслоу можно использовать не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. Парень много времени потратил на изучение этой пирамиды и, анализируя потребности каждого её уровня, смог четко понять, чего именно он хочет от себя и своей жизни.

С Ариной, которая очень понравилась Максиму, парень совершенно случайно познакомился в кинотеатре. Мужчина пригласил новую знакомую в ресторан на ужин и невзначай начал разговор о том, чем Арина любит заниматься в свободное время и чего именно ей хочется получить от собственной жизни. Девушка ответила, что её любимое времяпрепровождение – это просмотр очередного сериала, прогулки по магазинам с подружками и посещение ночных клубов.

Максим же, которому руководство недавно предложило должность исполнительного директора, обожает ходить на выставки известных художников и планирует записаться на очередные курсы повышения квалификации. Арина работает официанткой в кафе, поэтому курсы повышения квалификаций ей ни к чему, ведь посетители и так довольны её работой, иначе они бы не оставляли такие щедрые чаевые.

Максим, вспомнив о пирамиде Маслоу, сразу же понял, что они с Ариной не подходят друг другу, ведь у них совершенно разные потребности и желания. Вместо того чтобы начать бесперспективные отношения с понравившейся, но совершенно не подходящей ему девушкой, которые в будущем обязательно приведут к разочарованию в семейной жизни, мужчина не стал больше приглашать Арину на свидание.

Через пару месяцев экономист на курсах повышения квалификации познакомился с целеустремленной и активной Викторией. Потребности и желания Вики практически полностью совпали с потребностями и желаниями Максима. Через год влюбленные поженились и решили заняться созданием собственного бизнеса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Юлия
"Это банально, но суть вот в чём: тебе тогда будет хорошо, когда ты сам будешь хорошим. Хорошим? Вернее сказать, честным. Не по уголовному кодексу честным — я могилу могу ограбить, медяки с глаз у мёртвого снять, если деньги нужны, чтобы скрасить жизнь, — перед собой нужно быть честным"