ГлавнаяВоспитаниеСоциализация ребенка дошкольного возраста: 9 важных правил для ответственных родителей

Социализация ребенка дошкольного возраста: 9 важных правил для ответственных родителей

В дошкольном возрасте ваш ребенок многое узнает о себе и о взаимодействии с окружающими его людьми. Когда малышу исполняется три года, он становится гораздо менее эгоистичным, чем был раньше. Начиная с трехлетнего возраста, дети меньше зависят от родителей и других значимых взрослых фигур, и это верный признак того, что их собственное чувство идентичности становится более выраженным и более сильным. Теперь они будут не просто играть рядом с другими детьми, а реально взаимодействовать с ними и находить точки соприкосновения.

Есть еще несколько хороших новостей, касающихся развития детей дошкольного возраста: по мере того, как они становятся более осведомленными и чувствительными к чувствам и действиям других людей, они постепенно перестают конкурировать и, играя со своими друзьями, учатся сотрудничать и идти на компромиссы. Дети дошкольного возраста умеют делиться игрушками в небольших группах, хотя иногда и не хотят делать этого по собственной воле. Но вместо того чтобы хватать, ныть или кричать что-то бессмысленное, дошкольники большую часть времени будут вежливо просить. Вы можете рассчитывать на менее агрессивное поведение и более спокойные игровые сессии. Дети дошкольного возраста способны находить решения в спорах, играя по очереди или обмениваясь игрушками. Как же помочь ребенку дошкольного возраста социализироваться?

Социализация в дошкольном возрасте: что это такое?

Социализация ребенка дошкольного возраста – это процесс, который включает в себя изучение убеждений и моделей поведения, развитие коллективных чувств, ценностей и правил, которым необходимо следовать для лучшего сосуществования в обществе. Процесс социализации происходит уникально для каждого вовлеченного индивида. Но когда мы рассуждаем о социализации как о концепции, то всегда ведем речь об обучении. И мы знаем, что дети начинают свой процесс обучения практически сразу же после появления на свет.

Да, именно так! Хотя родителям бывает довольно-таки трудно в это поверить, но дети начинают учиться, когда они еще совсем младенцы. Они социализируются, и тогда, когда прикасаются к разным предметам, и тогда, когда пробуют пищу на вкус, и тогда, когда смотрят на цвета и реагируют на звуки. Этот процесс совершенствуется в дошкольном образовании, где социализация способствует развитию лингвистических, когнитивных, педагогических и эмоциональных навыков.

А еще вы заметите, что ваш ребенок тянется к определенным детям и начинает заводить с ними дружеские отношения. Создавая эти дружеские отношения, дети обнаруживают, что у каждого из них есть особые качества, делающие их привлекательными в глазах других детей и чужих взрослых. В процессе социализации дети начинают понимать и то, что некоторые дети или взрослые думают не точно так же, как они, и что каждый из их товарищей по играм обладает многими уникальными качествами. Некоторые из этих качеств имеют положительный характер, а некоторые – нет. А ведь это именно то откровение, которое дает жизненно важный толчок самооценке ребенка.

Насколько важна социализация и адаптация для детей дошкольного возраста?

Социализация и адаптация в дошкольном образовании имеют фундаментальное значение для эволюции ребенка перед лицом различных повседневных ситуаций. Мы, взрослые, часто воображаем, что дети – это существа, которые не знают, как взаимодействовать, но в реальности дети находятся в постоянном обучении и осуществляют свои взаимодействия самыми разными способами. Наблюдение за общением детей, будь то в школе или в другой среде, где они чувствуют себя в безопасности, позволяет окружающим взрослым направлять их поведение, чтобы помочь преодолеть возникающие на их пути трудности.

Важность дошкольных образовательных учреждений в этом процессе заключается в том, что они (учреждения) дают малышам автономию, и благодаря этому дети начинают видеть мир как широкое пространство возможностей для взаимодействия с другими людьми. Процесс осознания у малышей начинается тогда, когда в их жизни появляется реальный стимул к общению. Присутствие же семьи в качестве сторонника ребенка в дошкольной среде приводит к значительному улучшению процесса обучения.

Одна из первых вещей, которую дети и родители узнают в начале обучения в раннем детстве, заключается в том, что, когда ребенок находится вне дома, ему приходится иметь дело со своими собственными эмоциями. Чтобы малыш смог взаимодействовать с окружающим миром, ему необходимо быть открытым для познания. Эта первоначальная детская открытость представляет собой способность, которую родители должны правильно развить, чтобы позволить своим детям самостоятельно существовать: делать свои открытия, чувствовать и выражать свои, а не навязанные извне эмоции.

В процессе социализации адаптации у детей развиваются самые разные навыки: и эмоциональные, и языковые, и математические.

✔ Эмоциональные навыки: когда ребенок находится в процессе дошкольной социализации, ему приходится проживать вместе с другими детьми определенные моменты его жизни, разделять с ними физическое пространство, идти на уступки и компромиссы, что самым непосредственным образом влияет на формирование личности малышей.

✔ Языковые навыки: в процессе социализации ребенок развивает ораторское искусство, учится выражать свои чувства посредством устного общения.

Реклама

Математические навыки: дети исследуют пространство и обнаруживают в нем разные формы, взаимодействуют с объектами, которые находятся в пространстве и т.д.

Примеры социализации детей дошкольного возраста

Процесс социализации дошкольников связан с формированием их культурной идентичности: малыши наблюдают за поведением и начинают понимать и применять на практике социальные стандарты, необходимые для хорошего сосуществования с окружающими их людьми в процессе открытий и преодоления. Когда в незнакомой среде ребенок попадает в ту или иную ситуацию, подобную тем ситуациям, с которыми он обычно сталкивается дома, то он легко справляется с ней. Если у ребенка есть привычка играть с братом, сестрой, папой или мамой, то, когда он попадает в другой контекст, связанный с играми, он будет чувствовать себя в безопасности во время этого занятия, попутно учась уважать пространство другого.

Когда ребенок идет гулять на игровую площадку, его основная задача заключается в том, чтобы исследовать и закрепить те навыки, которые он уже развил. В большинстве случаев малыш сразу же побежит к качелям или игрушкам, потому что он уже взаимодействовал с ними и понимает, зачем они существуют в окружающей его среде. Точно так же, когда ребенок попадает в невиданную ранее среду, у него пробуждается чувство любопытства, желание узнать все о новых вещах, которые видят его глаза.

Время от времени у вас может возникать ощущение, что иногда некоторые дети сопротивляются тому, чтобы чувствовать себя комфортно в новой обстановке. Что делать в такой ситуации? Но это ведь обычная ситуация для всех нас, не так ли? Мы часто беспокоимся, когда жизнь требует от нас начать что-то новое, будь то деловая поездка или просто встреча с друзьями по колледжу. Это нормально! Неизвестность немного пугает не только взрослых, но и детей.

Безопасность окружающей среды и чувство защищенности (ребенок знает, что взрослые заступятся за него) придают малышу уверенность, необходимую для того, чтобы принять этот необычный для него опыт. Когда ребенок впервые отправляется в детский сад или любое другое дошкольное образовательное учреждение, он поначалу не понимает, насколько новая среда и новые люди безопасны для него. Этот момент иметь решающее значение на данном этапе социальной адаптации, поэтому родителям следует сделать все возможное, чтобы в новой среде и в компании новых людей малыш чувствовал себя комфортно и безопасно.

Социализация детей дошкольного возраста

9 важных аспектов социализации ребенка дошкольного возраста

Если вы хотите узнать, какие виды деятельности были бы наиболее эффективными, чтобы помочь ребенку дошкольного возраста развить позитивные социальные навыки, ответ заключается в том, что в реальности вам не нужен какой-то конкретный список конкретных видов деятельности, чтобы «научить» малыша общению. Здесь речь идет о том, чтобы предоставить малышу достаточно возможностей для игр и взаимодействия и поощрять определенные виды игр и деятельности, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество.

Вы можете очень долго и нудно обсуждать тему социализации с другими родителями или играть с ребенком в игры с социальными навыками на такие темы, как «какие чувства испытывают люди» и «как справляться с конфликтами», но только через переживание этих чувств и конфликтов ваши дети реально усвоят эти уроки и осмысленно поймут эти концепции. Теория – это хорошо, но только практика позволяет понять ребенку, как устроен этот мир, и как в этом мире нужно взаимодействовать с другими людьми, чтобы найти с ними общий язык и установить глубокую эмоциональную связь.

Предлагаем вашему вниманию 9 важных аспектов социализации детей дошкольного возраста, о которых должны знать родители детей 3-5 лет.

Учимся сотрудничать

Сотрудничество – это тот навык, который родителям следует поощрять всегда и везде. В случае возникновения конфликтной ситуации предложите ребенку «использовать слова» для решения проблем вместо того, чтобы активно действовать и пускать в ход кулаки. Напомните ребенку, что, когда он делит игрушку с другим малышом, то всегда следует поступать справедливо. Предложите способы достижения простого решения: когда ваш ребенок и другой ребенок хотят одну и ту же игрушку, то пусть, пока один будет играть, второй что-то нарисует, найдет другую игрушку или другое занятие. Это работает не всегда, но попробовать стоит.

Реклама

Помогите детям подходящими словами описать свои чувства и желания, чтобы они не чувствовали разочарования. Покажите на собственном примере, как мирно справляться с конфликтами. Если у вас взрывной характер, постарайтесь смягчить свои реакции в их присутствии. В противном случае они будут подражать вашему поведению каждый раз, когда испытывают стресс.

Когда гнев или разочарование приобретают физический характер

Независимо от того, что вы делаете, время от времени будут возникать моменты, когда гнев или разочарование вашего ребенка приобретут физический характер. Когда это произойдет, удержите малыша от причинения вреда другим. Если ребенок не может успокоиться, то отведите его подальше от других детей.

Поговорите с ребенком о его чувствах и попытайтесь определить, почему он так расстроен. Дайте ему знать, что вы понимаете и принимаете его чувства, но одновременно дайте понять, что физическое нападение на других детей – это не самый лучший способ выразить негативные эмоции.

Учимся извиняться

Помогите ребенку посмотреть на ситуацию глазами другого ребенка, напомнив ему о том случае, когда кто-то ударил его или накричал на него, и он выступил в роли жертвы, а затем предложите более мирные способы разрешения конфликта. Как только дошкольник поймет, что он сделал что-то не так (но не раньше), попросите его извиниться перед другим ребенком.

Простое выражение «извини» далеко не всегда поможет вашему ребенку исправить его плохое поведение. Он должен четко осознавать, почему извиняется. Дети могут не сразу понять, что к чему, поэтому дайте им время; только к четырем годам эти объяснения начнут иметь для них хоть какой-то смысл.

Игры понарошку

Нормальные интересы детей дошкольного возраста сводят драки к минимуму. Малыши проводят бОльшую часть своего игрового времени в фантазийной деятельности, которая имеет более кооперативный характер, чем игра, сосредоточенная на игрушках. Дошкольникам нравится распределять разные роли в сложной игре понарошку с использованием воображаемых предметов или предметов домашнего обихода. Этот тип игры помогает развить важные социальные навыки: чередование, внимание, общение (с помощью действий, выражений и слов) и реагирование на действия друг друга.

В играх понарошку есть еще одно преимущество: поскольку игра позволяет детям вжиться в любую роль, какую они только пожелают, включая супергероя или крестную фею, она помогает им исследовать более сложные социальные идеи и улучшать исполнительную деятельность (решение проблем, конфликтных ситуаций и т.д.). Наблюдая за ролевыми играми в воображаемых играх вашего ребенка, вы можете увидеть, что он начинает определять свой собственный пол и гендерную идентичность. Воспроизводя в игре семейную жизнь, мальчики будут играть роль отца, а девочки – роль матери, отражая все, что они заметили в окружающем их мире.

Исследования показывают, что некоторые из различий в развитии и поведении, которые обычно отличают мальчиков от девочек, обусловлены биологически. Большинство гендерных характеристик в этом возрасте формируются культурой и семьей. Реклама, подарки от родственников, одобрительные комментарии взрослых и других детей могут побудить вашу дочь поиграть в куклы. Мальчики же могут отказаться от кукол в пользу более грубых игр и спорта. Дети чувствуют одобрение и неодобрение и соответствующим образом корректируют свое поведение. В детский сад многие дети поступают уже с хорошо сформировавшейся гендерной идентичностью.

Эксперименты с гендерными установками и поведением

По мере того как дети развивают свою собственную идентичность в дошкольные годы, они неизбежно экспериментируют с установками и поведением обоих полов. Редко есть причина препятствовать таким порывам, за исключением случаев, когда ребенок яростно сопротивляется или отвергает твердо установленные культурные стандарты. Если ваш сын желает ходить в платьях каждый день или ваша дочь хочет носить только спортивные шорты, как ее старший брат, позвольте этому этапу пройти естественным путем. Если же ребенок упорствует или расстраивается из-за своего пола, обсудите этот вопрос с педиатром.

Дошкольник может имитировать определенные виды поведения, которые взрослые считают сексуальными (заигрывания, кокетство, флирт и т.д.). Но у детей этого возраста нет зрелых сексуальных намерений, они просто имитируют эти манеры. Если же имитация сексуального поведения имеет слишком явный характер, то вам следует обсудить это с педиатром, так как явная имитация может свидетельствовать о сексуальном насилии или негативном влиянии неподходящих средств массовой информации, видеоигр и т.д.

Игровые сессии: помогаем ребенку завести друзей

Реклама

Ребенок дошкольного возраста должен вести активную социальную жизнь, наполненную приятелями и одним или несколькими лучшими друзьями. В идеале в жизни малыша должны присутствовать соседи-ровесники и друзья из дошкольного учреждения, с которыми он регулярно видится. Но что же делать, если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение и не живет рядом с другими детьми того же возраста? В этих случаях вам стоит организовать игровые занятия с другими дошкольниками. Парки, детские развлекательные центры и игровые площадки – отличные места для знакомства с другими детьми.

Как только ваш дошкольник найдет товарищей по играм, которые ему нравятся, вам нужно проявить инициативу, чтобы помочь детям наладить отношения. Предложите ребенку пригласить новых друзей к вам домой. Ребенку дошкольного возраста важно «показать» свой дом, семью и имущество другим детям. Это создаст чувство гордости за себя. Чтобы вызвать эту гордость, ребенку не обязательно жить в роскошном или наполненном дорогими игрушками доме; всего лишь нужно, чтобы дом был уютным и гостеприимным.

Следует осознавать и тот факт, что в этом возрасте друзья вашего ребенка – это не только товарищи по играм. Они активно влияют как на его мышление, так и на поведение. И не важно, нарушают ли они правила и стандарты, которым вы учили своего малыша с рождения, он будет отчаянно хотеть быть таким же, как и его друзья. Общаясь с другими детьми, ваш ребенок начнет понимать, что есть и другие ценности и мнения, помимо ваших. И он легко может проверить это новое открытие, требуя того, чего вы ему никогда не позволяли: определенных игрушек, продуктов питания, одежды или разрешения смотреть какие-то телепрограммы.

Выход за рамки

Не отчаивайтесь, если отношения вашего ребенка с вами резко изменятся в свете этих новых дружеских отношений. Родителям становится очень обидно, когда они впервые в жизни сталкиваются с детской грубостью, но это неизбежность, так что не стоит расстраиваться и делать из мухи слона. Как бы и не было трудно вам это принять, но детская дерзость – положительный признак, который свидетельствует о том, что ваш малыш учится бросать вызов авторитету и проверять свою независимость.

Спокойно разберитесь с этим, выразив неодобрение и, если в этом есть необходимость, обсудив с дошкольником, что он имеет в виду и какие чувства испытывает. Если же вы отреагируете слишком эмоционально, то этим только спровоцируете дальнейшее плохое поведение. Если сдержанный подход не работает, и ребенок упорно продолжает вам перечить, то тайм-аут (или тайм-ин) – наиболее эффективная форма наказания.

Хотя именно в дошкольном возрасте ребенок активно изучает понятия хорошего и плохого, но у него все еще чрезвычайно упрощенное представление о морали. Когда дети подчиняются жестким правилам, то это не свидетельствует о том, что они их понимают. В большинстве случаев малыши просто хотят избежать наказания. Для детей в этом возрасте важны последствия, но не намерения. Когда ребенок разбивает ценную вазу, он начинает считать себя плохим, и не важно, что он сделал это не специально. Поэтому родителям следует учить своих детей различать несчастные случаи и плохое поведение.

Акцентируем внимание на поведении ребенка, а не на его личности

Чтобы помочь ребенку усвоить различие между его поведением и его личностью, вам нужно отделить его личность от его поведения. Когда дети делают или говорят что-то, что требует наказания, убедитесь, что они понимают, что их наказывают за поступок, а не потому, что они «плохие». Опишите конкретно, что они сделали неправильно, четко отделяя личность от поведения. Если ребенок придирается к младшему брату или сестре, не упрекайте его в том, что он плохой и бессердечный, а спокойным и дружелюбным тоном объясните, почему это неправильно. Когда малыш делает что-то не так, не имея на то намерения, утешьте его и скажите, что вы понимаете, что это было непреднамеренно. Постарайтесь не расстраиваться, иначе ребенок подумает, что вы злитесь на него, а не на то, что он сделал.

Важно давать дошкольникам такие задания, которые, как вы знаете, они могут выполнить, а затем хвалить их, когда они выполняют их хорошо. Дети в возрасте 3-5 лет готовы выполнять простые обязанности, такие как сервировка стола или уборка в своей комнате. На семейных прогулках объясните, что вы ожидаете от них хорошего поведения, и поощрите их, если они оправдают ваши ожидания. Наряду с обязанностями, предоставьте ребенку широкие возможности взаимодействовать с другими детьми и говорите ему, как вы гордитесь, когда он делится с вами вкусняшками или помогает другому ребенку собрать игрушки.

Отношения между братьями и сестрами

Важно признать, что отношения со старшими братьями и сестрами часто бывают очень сложными, особенно в том случае, если брат или сестра на три-четыре года старше. Часто ваш четырехлетний ребенок стремится делать все, что делает его старший брат или сестра, и так же часто ваш старший ребенок возмущается постоянным вторжением младшего члена семьи в его личное пространство. Вы же становитесь посредником в этих склоках.

Важно искать золотую середину. Признайте тот факт, что старший ребенок имеет право на свое личное пространство, время, независимость и хобби, и сделайте все возможное, чтобы это личное пространство ему предоставить. Но обязательно поощряйте и конструктивную совместную игру. Семейный отдых – это прекрасная возможность не только усилить положительные стороны отношений детей, но и уделить время каждому ребенку по отдельности.

Наш канал: Яндекс Дзен
Юлия
Юлия
"Это банально, но суть вот в чём: тебе тогда будет хорошо, когда ты сам будешь хорошим. Хорошим? Вернее сказать, честным. Не по уголовному кодексу честным — я могилу могу ограбить, медяки с глаз у мёртвого снять, если деньги нужны, чтобы скрасить жизнь, — перед собой нужно быть честным"
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сейчас читают

Новые комментарии

Реклама
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x