Что такое шовинизм простыми словами? 6 видов шофинизма

Пока одни люди борются за равенство, свободу и мир во всем мире, другие, подобно жителям Древнего Рима, образ жизни которых олицетворял придуманную ими же пословицу «Разделяй и властвуй», продолжают делить живущих на нашей планете людей на «своих» и «чужих». Проповедующие национальное превосходство люди не только искренне верят в величие и благородство своего народа, но и унижают представителей других народов, проявляют агрессию и нетерпимость к их правам, свободам, культурным ценностям и т.д.

О шовинизме сегодня можно услышать из самых разных источников. Особенно любят использовать этот термин политики, которым часто бывает нечего ответить на тот или иной неудобный вопрос. Они разбрасываются словами, обвиняют своих оппонентов во всех смертных грехах, одним из которых, по их словам, и является шовинизм.

О том, какую же смысловую нагрузку имеет этот термин, знают далеко не все. Некоторые понимают значение данного слова только в общих чертах, другие же часто путают его с расизмом, национализмом и нацизмом, а третьи утверждают, что шовинизм – это своеобразная, но крайне необходимая в сложившихся условиях форма патриотизма!

Чем же является шовинизм на самом деле? Чем шовинизм отличается от нацизма и национализма? Что такое великодержавный шовинизм? В чем заключается суть гендерного шовинизма? Какое отношение к шовинизму имеет Владимир Ленин? В данной статье отыщем ответы на эти важные вопросы, разберем шовинизм по полочкам и узнаем, почему нельзя поддерживать сторонников этой идеологии.

Шовинизм: что это такое простыми словами?

Шовинизм – это идеология, суть которой заключается в крайней предвзятости, открытой демонстрации и пропаганде национального превосходства с целью обоснования права одного народа на угнетение, эксплуатацию и дискриминацию другого народа.

Так как шовинизм – это идеология, то он представляет собой такую систему концептуально оформленных идей, которая не только выражает идеалы, интересы и мировоззрение тех или иных субъектов политики, но и является важной частью духовного производства и культуры. Данная идеология способствует возникновению неприязни и ненависти к представителям других наций или группам людей, которые разделяют какую-то другую идею.

Происхождения термина «шовинизм» связывают с именем полумифического солдата Николя Шовена, который жил во времена Наполеона Бонапарта и принимал самое непосредственное участие во французской революции и наполеоновских войнах. Легенда гласит, что этот бравый вояка, несмотря на то, что был ранен в бою и еле сводил концы с концами, всегда оставался верным и преданным сторонником политики Наполеона.

Николя Шовен
Николя Шовен

Образ Николя Шовена, который поначалу гармонично сочетал в себе многие привлекательные и некоторые комичные черты характера, использовался в качестве символа безграничной и искренней преданности императору и родине. Персонажи, демонстрирующие такой же боевой дух и фанатичную любовь к родине, часто становились главными героями многих популярных в те времена театральных постановок и использовались в качестве эффективного инструмента национальной пропаганды.

Первая мировая война внесла свои коррективы в повседневную жизнь французов, поэтому те герои, которые пользовались популярностью во времена Наполеона, утратили свою актуальность. О существовании солдата Шовена попросту забыли, а вот слово «шовинизм» не только прижилось в немного измененном смысле, но и дожило до нашего времени.

Французы, для которых это слово является «родным», трактуют его следующим образом: шовинизм – это доведенная до абсурда разновидность патриотизма, которая из-за чрезмерной преданности народу, родине и представителям власти порождает нетерпимость и агрессию по отношению к представителям других национальностей.

Говоря простыми словами, шовинизм как явление – это крайняя форма активного неприятия и нетерпимости, которая возникает тогда, когда одна сформированная по тому или иному принципу группа людей позиционирует себя лучше другой группы людей или же всех остальных людей в мире.

Великодержавный шовинизм: что это такое?

Великодержавный шовинизм – это вид шовинизма, который основан на идее превосходства одной нации (народа) над всеми остальными нациями (народами). Благодаря этому превосходству исключительная нация получает право распоряжаться судьбой всего остального мира.

В истории существует множество примеров великодержавного шовинизма. Любая крупная империя, претендовавшая на земли, заселенные другими народами, не могла обойтись без шовинизма. Каждый же выход шовинизма на государственный уровень заканчивался огромными трагедиями.

Английский великодержавный шовинизм является наиболее ярким примером данного вида шовинизма. Многие англичане в период невиданного ранее расцвета Британской империи искренне верили в то, что они обладают теми качествами и характеристиками, которыми не обладает ни одна нация. Именно поэтому англичане без каких-либо угрызений совести массово истребляли и угнетали народы Северной Америки, Индии, Африки и Китая. С откровенной пренебрежительностью относились англичане и к французам, которые, если смотреть на исторические события объективно, были в те времена ничем не хуже (а в некоторых аспектах – намного лучше) жителей Британских островов.

Английская империя уже давно канула в Лету, но масштаб её государственного шовинизма был настолько велик, что мы можем до сих пор наблюдать его последствия и в самой Англии, и в других странах Англосаксонского мира. Наиболее ярко великодержавный шовинизм проявляется сейчас в США.

Хотя об этом и мало говорят, но английский великодержавный шовинизм, который принято называть джингоизмом, и последующая за ним экспансия, убили примерно в два раза больше людей, чем немцы во времена Второй мировой войны.

Великодержавный шовинизм был присущ и Российской империи. Некоторые народы, живущие в Российской империи, официально именовались инородцами и не обладали всеми теми правами, которыми обладали титульные нации.

Владимир Ленин, Иосиф Сталин и великодержавный шовинизм в Советском Союзе

Владимир Ленин рассматривал великодержавный шовинизм как идеологию и политику господствующих эксплуататорских классов нации, которая занимает державное (главенствующее) положение в государстве и официально объявляет свою собственную нацию титульной (основной) нацией. В своем труде «Рабочий класс и национальный вопрос» Ленин утверждает, что великодержавный шовинизм возник в эпоху образования колониальных империй, буржуазных национальностей и наций, многонациональных государств.

Так как политика титульных наций и их буржуазных представителей направлена на порабощение других наций, лишение их самостоятельности и их дискриминацию в культурной, экономической и политической сферах жизни, то нет ничего удивительного в том, что великодержавный шовинизм, как и любой другой вид шовинизма, направлен на разжигание ненависти и вражды между народами, травлю и преследование представителей менее значимых для титульной нации национальностей. В бывших Российской, Турецкой и Австро-Венгерской империях господствующие классы титульной нации демонстрировали великодержавный шовинизм по отношению к другим населявшим территории этих государств многочисленным народам.

Ленин утверждает, что великодержавный шовинизм расцветает именно в эпоху империализма. Именно империалисты, используя шовинистическую идеологию и шовинистические лозунги, развязывают кровавые войны, при помощи которых они хотят заново переделить уже поделенный на страны мир.

Национальный вопрос был одним из ключевых вопросов в момент создания Советского Союза. Этот вопрос не только стал определяющим в споре Владимира Ленина с Иосифом Сталиным, но и самым непосредственным образом повлиял на способ организации жизни новоиспеченного советского общества.

После Октябрьской революции, которая произошла в 1917 году, Ленин четко сформулировал свое виденье национального вопроса. Согласно директивам Ленина, каждая входящая в СССР нация имеет право на самоопределение, великорусский шовинизм как неотъемлемая и вполне естественная черта имперской бюрократии является одной из главных проблем новообразованного государства, а национализм маленькой нации отличается от национализма большой (титульной) нации.

Великодержавный шовинизм и Ленин
Революция 1917 года в России

Ленин рассматривал Российскую империю как «тюрьму народов», поэтому он выступал за создание свободного и равноправного союза народов. Создавая Советский Союз, Владимир Ильич взял за основу такой важный аспект, как самоопределение входящих в состав страны народов и их право на свободных выход из Союза.

Такая модель строительства нового государства лучше всего соответствовала сложившейся в то время реальной обстановке. Если бы народы не получили право на самоопределение и свободный выход из состава Советского Союза, то новоиспеченная страна очень быстро прекратила бы свое существование, ведь вертикаль власти еще не была выстроена.

Занявший пост народного комиссара по делам национальностей Иосиф Сталин хоть и подписал вместе с Лениным «Декларацию прав народов России», все же далеко не во всем был согласен с Владимиром Ильичом. Он начал понемногу продвигать свою собственную модель автономизации Советского Союза. Сталин хотел, чтобы инородцы присоединялись к русскому народу на правах автономии.

Сталинская «автономизация» вызвала резкую критику со стороны Ленина. Владимир Ильич уже тогда понимал, что великорусский шовинизм, который ранее составлял неотъемлемую часть Российской империи, является главной опасностью для Советского Союза. Прагматик Сталин же все свое внимание сосредоточил на построении и укреплении социализма в отдельно взятой стране. Затея Сталина в долгосрочной перспективе не увенчалась успехом. Без принципа самоопределения народов невозможно построить полноценное федеративное государство и крепкие союзнические отношения с соседними странами.

Шовинизм и нацизм

Шовинизм и нацизм – ближайшие «родственники», но все же между ними существуют определенные различия.

Идеология шовинизма основывается на том, что одна группа людей по определенным признакам имеет определенное превосходство над другой группой людей, но не всегда это превосходство обладает именно национальным характером. Идеология же нацизма базируется именно на превосходстве национального характера.

Шовинизм может проявляться в виде дискриминации не только по национальному, но и по половому, идеологическому, профессиональному и любому другому признаку. Нацизм же проявляется в виде дискриминации только по национальному признаку, так как его идеология основывается на превосходстве одной нации над всеми другими. Именно это превосходство и дает право одному народу угнетать все другие народы во имя своего же блага.

Некоторые специалисты утверждают, что нацизм следует рассматривать как часть шовинизма. Шовинизм, по их словам, является целым, а нацизм – частью этого целого. И шовинисты, и нацисты слепо верят в превосходство своей нации над всеми остальными нациями. Эта вера основывается лишь на принадлежности к той или иной нации, объективные же критерии не учитываются и просто нивелируются.

И шовинисты, и нацисты не любят вести конструктивные диалоги и никогда не ставят под сомнение свои собственные взгляды. Те люди, которые мыслят иначе, полностью обесцениваются и теряют право на уважение.

Шовинисты и нацисты не только искренне верят в свое превосходство, но и думают, что это превосходство дает им полное право унижать, оскорблять, эксплуатировать, дискриминировать и уничтожать тех неполноценных с их точки зрения людей, которые не принадлежат к их группе.

Шовинизм и национализм

Идеология шовинизма, как уже было сказано выше, базируется на принижении иных наций и их прав. Идеология же национализма основывается на ценности собственной нации.

Национализм обосновывает необходимость формирования единого государства и общества на занимаемой народом территории. Шовинизм же не только пропагандирует величие собственного народа, но и призывает унижать тех людей, которые не являются частью этого народа.

Шовинизм, в отличие от здорового национализма, призывает к завоеванию новых территории, на которых уже живут представители других народов. Так как эти народы, по сравнению с народом-шовинистом, не имеют право на существование, то их можно угнетать и уничтожать без каких-либо сомнений или угрызений совести.

Если националист твердо знает, кем он является, кто он такой и к какому народу принадлежит, то шовинист знает только то, кем он не является. Шовинист прекрасно понимает, кем являются другие народы, но не знает, кем является именно его народ. Националист часто использует слово «мы», шовинист же отдает предпочтение слову «они». Националистическая идеология определяет себя через утверждение, а шовинистическая идеология – через отрицание.

Если националист любит свой народ, а все остальные народы для него не имеют никакого значения, то шовинист верит в то, что его народ самый лучший, а все остальные народы не имеют никакого права на существование.

Некоторые специалисты утверждают, что шовинизм – это воинствующий национализм в самых агрессивных его проявлениях.

Гендерный шовинизм

Гендерный или половой шовинизм – это вид шовинизма, суть которого заключается в том, что мужчины относятся к женщинам как к неспособным к ведению серьезных дел и менее развитым существам второго сорта, а женщины относятся к мужчинам как к ведомым лишь силой животных инстинктов, неотесанным и примитивным представителям человеческого рода.

Гендерный шовинизм, как и любой другой вид шовинизма, является оправданием унижения и насилия. Шовинист не развивает свои интеллектуальные способности, не учится мыслить критически и строить правильные и здоровые отношения с противоположным полом, а просто тупо продвигает не требующие осмысления стереотипы: «Женщина за рулем – это обезьяна с гранатой», «Все мужики – козлы и бабники», «Любую женщину можно купить, только цена у всех разная», «Все мужчины думают только о себе и о сексе» и т.д.

В отличие от женского шовинизма, мужской шовинизм имеет более древнюю историю. И в этом нет ничего удивительного, ведь большинство человеческих культур до Нового времени основываются на мужском характере царивших в то время ценностей и стилей мышления. У женщин же не было своих субъектов, форм и средств выражения собственной воли.

Гендерный шовинизм

Доктор философских наук и профессор Владимир Иванович Красиков в своей статье «Мужской шовинизм и феминизм как формы идеологического оправдания насилия между полами», опубликованной в 2008 году в четвертом номере Вестника КГУ, утверждает, что до недавнего времени мужской шовинизм носил эпизодический и фрагментарный характер, так как не было никакого смысла обсуждать «второсортность и ущербность» женщин. Предмет рассуждений был настолько незначительным и неважным, что никому в обществе не хотелось поднимать этот вопрос. Женская судьба была определена с самого рождения девочки и практически никого не волновала.

Внимание мужчин-философов к касающимся взаимоотношений полов проблемам активизировалось только в последние два века. Причиной такой активизации стало зарождение феминистического движения, которое вызывало очень разноречивую реакцию. Основные же представления и настроения мужского шовинизма в начале двадцатого века были сформулированы Вейнингером, Ницше, Дюркгеймом, Сартром, Зиммелем и Фрейдом.

История же женского шовинизма имеет более скромные масштабы. Данный вид шовинизма зародился в эпоху Просвещения благодаря трактатам Корнелиуса Агриппы и Кристины де Пизан. В контексте же происходящих в Европе революционных событий особое значение приобретают движение суфражисток за избирательные права и такие произведения, как написанная Олимпией де Гуж в 1792 году «Декларация прав женщины и гражданки» и работа Мэри Уолстоункрафт под названием «О подчинении женщины».

И мужской, и женский шовинизм обладают двумя особенностями. Первая особенность – это их практически «зеркальная симметричность». По словам Владимира Красикова, создается впечатление, что говорит один человек, но двумя разными голосами: мужским и женским.

Вторая особенность гендерного шовинизма – это властное позиционирование в таких основных формах полового взаимодействия, как секс, любовь и репродуктивная функция. Представителю одного пола очень трудно угадать, что на самом деле думают и желают абсолютно все представители противоположного пола. Императивы к репродукции диктуют же свои условия, поэтому удержать партнера жизненно необходимо. Чтобы сделать это, шовинист мужского или женского пола должен обладать определенными рычагами контроля. Вопрос о власти – это основной вопрос всякой политики (и половой политики в том числе).

Влияние Фрейда на возникновение гендерного шовинизма

Зигмунд Фрейд самым непосредственным образом повлиял на возникновение гендерного шовинизма. Именно его суждения и выводы о специфике сексуального функционирования и сексуально-анатомических различиях породили интенсивное противостояние между мужчинами и женщинами во второй половине двадцатого столетия.

Фрейд утверждал, что нормой сексуальности является связанная с функционированием пениса мужская сексуальность. Женская же сексуальность – это вторичная сексуальность, которая подражает мужской сексуальности и в процессе индивидуального развития женщины, и в культуре в целом.

Именно поэтому женская половина человечества испытывает не только сильнейшую обиду на природную несправедливость, но и завидует всем тем представителям человечества, которых природа наградила пенисом. Женщина, являясь самой сексуальностью, по словам Фрейда, всего лишь приложение к мужчине, его секс-функция, которая хочет поработить собственного создателя.

Провокационные выводы Фрейда не могли не вызвать негативной реакции у женщин. Одной из первых женщин-шовинисток стала Карен Хорни. На утверждение Фрейда о том, что женщины – неуверенные в себе и завистливые существа, Карен ответила так: «Все негативные женские качества сполна компенсируются и уравновешиваются такими же мужскими качествами. Пока женщина завидует мужчине, потому что у него есть пенис, мужчина завидует женщине, так как она обладает реальным физическим бессмертием, которым является беременность. Мужчина на бессознательном уровне испытывает зависть к беременности, деторождению, материнству, грудному вскармливанию и т.д.». Подчиненное же положение женщины Хорни объясняет атавистически-животным (иррациональным) и рациональным страхами мужчины.

В 70 – 90 гг. двадцатого века произошла мощная феминистическая контратака на мужской биологизаторский шовинизм. Если мужчины-шовинисты, беря пример с Фрейда, гордятся своим пенисом, то почему бы женщинам не начать гордиться своим репродуктивным органом, который самым непосредственным образом влияет на их самочувствие?

Последовательницы Карен Хорни, взяв за основу её выводы, не только навесили массу ярлыков о «глубокой невротизации» и «патологичности» на представителей мужского пола, но и создали несколько теоретически оригинальных концепций женской биоантропологической специфичности.

Какие еще виды шовинизма существуют?

Шовинизм часто возникает на почве тех или иных важных жизненных событий: тюремное заключение, служба в горячих точках, клиническая смерть и т.д. Иногда причиной возникновение шовинизма является место рождения (город или деревня), образование (высшее или среднее), количество детей (те люди, которые родили двух и более детей, с презрением относятся к бездетным супругам или родителям всего лишь одного ребенка) и многое другое.

Существует множество самых разных видов шовинизма, ведь любая группа людей может в любой момент взять и придумать какую-то свою причину чувствовать себя особенными и исключительными. Рассмотрим самые распространенные из них.

Религиозный шовинизм – это вид шовинизма, который возникает, когда группа людей, исповедующая одну из религий, относится к представителям других религиозных верований с пренебрежением и снисходительностью, проявляет агрессию по отношению к ним и пытается обратить всех в свою религию.

Во все времена люди убивали и мучили друг друга на религиозной почве, хотя все это оформлялось и подавалось под оберткой добродетельного и богоугодного дела. Особенно отличились католики-крестоносцы, которые первыми начали организовывать масштабные походы на исповедующих «неправильные» религии верующих. Ответный ход от мусульман не заставил себя долго ждать, невзирая на то, что изначально ислам был намного терпимее ко всем другим религиям.

Классовый шовинизм – это вид шовинизма, суть которого заключается в том, что социальный статус родителей определяет то, какими правами в будущем будут обладать их дети. В таком обществе ребенок с самого рождения автоматически причисляется к тому или иному социальному классу. Люди, которые рассказывают о том, что у их предков была голубая кровь или они принадлежали к благородному дворянскому роду, являются классовыми шовинистами.

Шовинизм в любом своем проявлении – это всегда очень плохо, так как данная идеология не направлена на созидание чего-то нового и полезного, а всего лишь служит оправданием насилия, унижения, дискриминации и порабощения. Шовинизм подавляет способность критически мыслить и анализировать происходящее, поэтому человек начинает мыслить стереотипами и не может понять, что продвигаемые ими догмы были навязаны ему извне.

Рекомендуем: Окно Овертона: что это такое и как работает? На примере каннибализма

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на каш канал: Яндекс Дзен
Юлия
"Это банально, но суть вот в чём: тебе тогда будет хорошо, когда ты сам будешь хорошим. Хорошим? Вернее сказать, честным. Не по уголовному кодексу честным — я могилу могу ограбить, медяки с глаз у мёртвого снять, если деньги нужны, чтобы скрасить жизнь, — перед собой нужно быть честным"
  • Аноним

    Спасибо, познавательно, написано понятно. Есть над чем подумать после прочитанного)

Комментарии для сайта Cackle