ГлавнаяПсихологияЭффект присутствия в психологии: понятие, история, механизм

Эффект присутствия в психологии: понятие, история, механизм

Бывало ли у вас такое, что вы пытались сделать какую-то работу дома, но не могли сосредоточиться на поставленной задаче? Вы могли сидеть так часами, но продуктивно работали только на протяжении 30-40 минут. Никто не виноват в том, что вам просто НЕОБХОДИМО было сделать еще один перерыв на еще один перекус, еще одну прогулку с собакой, еще одну проверку почтового ящика или просмотр еще одной серии любимого сериала. И тут после очередного перерыва внезапно наступил конец рабочего дня, а сделать запланированное вам так и не удалось.

На следующий день вы решили, что пора поменять место дислокации, и «перенесли» себя и свой терпеливый ноутбук до ближайшего кафе. Когда же вы сели за столик со своим кофе и снова принялись за работу, то закончили ее молниеносно. Дело было в кофе? Хотелось бы верить в это, но нет! Психологи утверждают, что повышение продуктивности объясняется таким психологическим эффектом, как социальная фасилитация или эффект присутствия.

Социальная фасилитация – это когда продуктивность людей повышается в результате реального или предполагаемого восприятия других людей. Хотя человек может этого не осознавать, но группы оказывают очень сильное влияние на его поведение. Каждый человек ведет себя по-разному тогда, когда он находится рядом с людьми, и тогда, когда он один. Когда человек один, он более расслаблен и не беспокоится о внешнем виде своего поведения. Дома вы знали, что находитесь в одиночестве, поэтому вам было трудно мотивировать себя на выполнение дел. Но в кафе рядом с вами находились другие люди, поэтому вы почувствовали себя более продуктивным и целеустремленным человеком.

Определение социальной фасилитации

Социальная фасилитация или эффект присутствия – это явление, при котором люди демонстрируют повышенный уровень усилий и производительности в присутствии других людей (реальных, воображаемых, подразумеваемых или виртуальных) по сравнению с уровнем усилий и производительности, когда они находятся в одиночестве. Социальная фасилитация относится к общему явлению, согласно которому физические и когнитивные показатели улучшаются, когда другие люди присутствуют (и, возможно, наблюдают за исполнителем).

Психологи используют термин «социальная фасилитация/ингибирование» для обозначения того, что в присутствии других людей производительность иногда облегчается, когда за ними наблюдают, а иногда тормозится. Чтобы определить, облегчается или тормозится выполнение задания в присутствии других людей, необходимо выяснить, является ли задание, которое выполняет человек, хорошо изученным (простым) или новым (трудным). Исследования показали, что хорошо усвоенные задачи облегчаются под наблюдением, в то время как новые задачи тормозятся под наблюдением (социальное торможение).

Существует два типа социальной фасилитации: эффект совместного взаимодействия и эффект аудитории. Эффект совместного действия заключается в том, что присутствие других людей, выполняющих ту же задачу, приводит к повышению эффективности работы. Эффект аудитории заключается в том, что простое присутствие других людей в качестве зрителей приводит к повышению эффективности работы. Социальное торможение относится к тенденции к снижению или ухудшению результатов деятельности в присутствии других людей.

Эффект присутствия в психологии

Эффект присутствия в психологии: история и люди

Концепция социальной фасилитации была впервые предложена американским психологом Норманом Триплеттом в 1898 году. Он изучал результаты велосипедистов и заметил, что велосипедисты, которые тренировались вместе с другими велосипедистами, показывали лучшие результаты, чем те, кто просто пытался побить свое личное лучшее время. Велосипедное исследование Триплетта многие считают первым лабораторным экспериментом по социальной психологии. В 1924 году психолог Флойд Х. Олпорт первым официально использовал термин «социальная фасилитация», который он определил как «увеличение реакции только от вида или звука других людей, совершающих такое же движение». Сегодня же данное определение наряду с первоначальным определением Олпорта включает в себя увеличение реакции от других людей, которые могут не выполнять ту же задачу.

В 1930-е годы многие психологи бежали в США из нацистской Германии и сыграли большую роль в раннем развитии социальной психологии. Поначалу они изучали немецкую пропаганду, чтобы помочь американским военным, но позже перешли к более широкому кругу социальных проблем, включая расовые предрассудки. Исследование Триплетта концепции социальной фасилитации положило начало целой области социальной психологии, которая имеет множество применений в жизни.

Работа Триплетта вдохновила многих других ученых на изучение социальной фасилитации. Американскому психологу Джону Дэшиэллу обычно приписывают открытие подвида социальной фасилитации, называемого «эффектом аудитории», поскольку его исследование 1935 года показало, что присутствие аудитории повышает эффективность умножения у взрослых участников, измеряемую количеством выполненных умножений. Исследование, проведенное в 1937 году на муравьях, показало, что муравьи-рабочие будут копать в три раза больше песка на каждого дополнительного муравья, который присутствует и копает песок. Исследование, проведенное в 1967 году, показало, что броненосцы едят значительно больше пищи, когда присутствуют другие броненосцы. Все вышеупомянутые исследования – это примеры эффектов совместного действия.

Реклама

На основе работ Олпорта в 1924 году и Дэшиэлла в 1935 году американский социальный психолог Бернард Герин в 1993 году составил следующий список факторов, влияющих на эффективность деятельности в присутствии других людей: конкуренция (соперничество), моделирование, поощрение или социальное подкрепление, возбуждение, контролируемость, имитация, принадлежность к группе, отвлечение и оценка. Все эти факторы влияют на нашу повседневную жизнь, и их понимание может помочь нам использовать их для достижения наших целей и оптимальной мотивации.

Норман Триплетт

Норман Триплетт был американским психологом, работавшим в Университете Индианы, наиболее широко известным благодаря своей работе по социальной фасилитации. Его работа с велосипедистами в 1898 году сегодня признана первым опубликованным исследованием в области социальной психологии – отрасли психологии, которая занимается социальными взаимодействиями между людьми.

Помимо работы в области социальной психологии, Триплетт интересовался и психологией магии. Он изучил множество различных техник фокусов и описал некоторые принципы, задействованные в этих техниках, такие как оптические иллюзии и математические расчеты.

Флойд Х. Олпорт

Американский психолог Флойд Х. Олпорт – один из основателей научной дисциплины социальной психологии. Он получил степень доктора философии в Гарварде в 1919 году и оставался там преподавателем до 1922 года.

Одно из самых заметных его достижений – книга «Социальная психология», в которой он интегрировал психологические знания в такие области, как развитие ребенка и развитие подростка. Книга включала в себя не только собственные исследования Оллпорта по групповому влиянию, но и полезную подборку понятий для исследований, таких как «социальная фасилитация», «социальное увеличение/уменьшение», «афферентное/эфферентное обусловливание» и т.д.

Джон Дашиэлл

Джон Фредерик Дашиэлл был американским психологом и президентом Американской психологической ассоциации (АПА). После получения двух степеней бакалавра он был принят в Колумбийский университет для окончания аспирантуры по психологии.

Впоследствии Дашиэлл много переезжал, преподавал в разных учебных заведениях, пока не остановился на Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, где стал заведующим кафедрой. В 1938 году, во время своего пребывания на посту президента АПА, он выступал за реинтеграцию философии в область психологии, за ее методологию и логику.

Социальная фасилитация: противоречия

Взволнованный результатами исследования велосипедистов, Триплетт попытался повторить этот феномен, наблюдая за поведением детей, выполняющих задание с рыболовной катушкой. Он обнаружил, что при соревновании с другими детьми по сравнению с выполнением того же задания в одиночку половина участников работала быстрее, четверть – медленнее, а оставшаяся четверть – в том же темпе. У 50% детей наблюдался рост производительности, а у 50% – нет.

Это не единственный эксперимент, который противоречил первоначальному предложению Триплетта. В 1933 году в исследовании, опубликованном в «Американском журнале психологии», было обнаружено, что когда участников просили запомнить список бессмысленных слогов, их производительность (измеряемая количеством повторений, необходимых для полного запоминания списка) была выше, когда они были одни, а не в присутствии кого-то еще. Но для большинства участников исследования 1933 года заучивание списков бессмысленных слогов не было хорошо отработанным поведением. Поэтому присутствие зрителей не способствовало, а тормозило их работу. Если бы задача казалась участникам знакомой, их результаты улучшились бы.

Польско-американский психолог Роберт Б. Зайонц и американский психолог Стивен М. Сэйлс предложили свой способ осмысления этих противоречивых результатов. Они предположили, что присутствие зрителей усиливает доминирующую реакцию индивида. Возьмем зрителей на спортивном матче. Это яркий пример эффекта присутствия в реальном мире. Аудитория вызывает возбуждение у спортсменов, заставляя их выполнять доминирующую (наиболее естественную) реакцию.

Реклама

Простые, хорошо отработанные действия повышают результативность, а сложные, незнакомые действия – ухудшают. Спортсмены, которые много тренируются и знакомятся с различными играми и навыками, будут лучше играть перед аудиторией. На основе этих результатов был предложен термин «социальное торможение». Он обозначает явление, которое происходит, когда производительность в незнакомой деятельности снижается в присутствии других наблюдателей, и обычно используется в противоположность социальной фасилитации.

Наряду с предложением Зайонца и Сэйлса существуют два других объяснения несоответствий, которые мы видим в экспериментах по социальной фасилитации. Первое было предложено исследователем Робертом С. Бэраном в 1986 году, которое он назвал теорией отвлечения и конфликта. По мнению Бэрона, конфликт между вниманием к присутствующему человеку и концентрацией на поставленной задаче объясняет противоречивые результаты. Второе предложенное объяснение исходит от исследователя Николаса Б. Коттрелла и его коллег. Они предположили, что вместо того, чтобы простое присутствие других людей усиливало доминирующую реакцию, необходима зрительская аудитория. Именно ощущение того, что тебя оценивают, а не то, что за тобой наблюдают, влияет на результаты деятельности. Тревога от осознания того, оценивают ли наблюдающие за нами люди нашу работу, вызывает доминирующую реакцию во время выполнения задания.

Тематическое исследование социальной фасилитации в командах НБА

Был проведен анализ 8950 игр Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), чтобы оценить, как размер аудитории может повлиять на уровень мастерства и опыт команды для прогнозирования результатов. Исследователи выдвинули четыре гипотезы, но наиболее актуальной для них была гипотеза о том, что существует положительная связь между посещаемостью и результативностью для команд-фаворитов и отрицательная связь для команд-андердогов (не фаворитов).

Как и было предсказано, они обнаружили, что у команды-фаворита в каждой игре наблюдается рост показателей. Интересно, что вопреки первоначальной гипотезе, команды-андердоги показали значительно лучшие, а не худшие результаты в условиях большой аудитории. А еще исследователи обнаружили, что только у команд-андердогов наблюдалась положительная корреляция между результативностью и размером аудитории на домашних матчах. Это противоречит теории социальной фасилитации Зайонца и Сэйлса, но исследователи доказали, что вместо того, чтобы быть запуганными толпой соперников (как предсказывала теория Зайонца и Сэйлса), команды-андердоги использовали дополнительное давление в качестве мотивации для преодоления трудностей.

Почему производительность улучшается или ухудшается?

Мета-анализ эффекта присутствия в психологии подтвердил утверждения социальных психологов о том, что он обладает устойчивым характером. Но демонстрация социальной фасилитации/ингибирования, хотя и являет важной частью жизни человека, все же не решает вопроса о том, почему возникает этот эффект. Каковы механизмы процесса, в результате которого облегчается или тормозится выполнение работы в присутствии других людей?

В исследованиях социальной фасилитации социальные психологи сосредоточились на трех причинах, объясняющих эффект присутствия. Эти причины можно в широком смысле определить как физиологические, когнитивные и аффективные механизмы. Физиологическое объяснение фокусируется на гипотезе генерализованного влечения и возбуждения; когнитивное объяснение базируется на отвлечении и внимании; а аффективный компонент делает акцент на тревоге и аспектах самопрезентации, связанных с выступлением перед другими.

Физиологические механизмы

Гипотеза драйва и возбуждения получила определенную поддержку благодаря использованию разных методологических приемов. В натуралистической обстановке социальные психологи исследовали скорость бега бегунов, которых ненавязчиво снимали на видео, когда они огибали пешеходную дорожку. Экспериментаторы манипулировали присутствием других людей, используя три условия: простое присутствие, оценочное присутствие и одиночество. Экспериментаторы реализовали эти условия с помощью женщины, которую стратегически разместили вдоль пешеходной дорожки. Когда бегуны огибали поворот тропинки, женщина либо сидела спиной к бегунам (простое присутствие), либо сидела лицом к бегунам (оценочное присутствие), либо отсутствовала (одиночество). Только бегуны в оценивающем состоянии (когда человек наблюдал за их бегом) значительно ускорили свой темп бега, что свидетельствует в пользу драйвового аспекта эффекта присутствия.

Хотя исследования соответствовали объяснению возбуждения, они не измеряли непосредственно физиологическое возбуждение. Социальные психологи смогли должным образом проверить гипотезу возбуждения в эффекте социальной фасилитации только после того, как были достигнуты успехи в области психофизиологии (наука о связи психологических состояний с физиологическими реакциями). Спустя столетие после публикации основополагающей статьи Триплетта социальный психофизиолог Джим Бласкович проверил механизмы возбуждения, которые, как считалось, лежат в основе эффекта социальной фасилитации.

Исследование показало, что, как и предполагал Зайонц, присутствие других людей значительно повышает симпатическую активацию во время выполнения заданий по сравнению с условиями одиночества (так, увеличивается частота сердечных сокращений и другие показатели сердечной деятельности). Но, несмотря на то, что общая вегетативная реактивность повышалась у всех в условиях присутствия, в зависимости от того, была ли когнитивная задача новой или хорошо изученной, возникали совершенно разные физиологические профили.

У людей, выполнявших хорошо усвоенное задание в присутствии аудитории, наблюдались изменения в сердечно-сосудистых реакциях, соответствующие доброкачественному (более здоровому) профилю. Эти изменения включали более сильную силу сокращения желудочков сердца, больший выброс крови из сердца и общее расширение артериол, что обеспечивает более быстрый приток крови к периферии. Когда же люди выполняли новое задание в присутствии аудитории, их сердечно-сосудистые реакции соответствовали злокачественному (нездоровому) профилю, включающему большую силу сокращения, сопутствующее уменьшение объема крови (что указывает на меньшую эффективность работы сердца) и сужение артериол.

Реклама

Это исследование показало, что, хотя Зайонц был прав, определив возбуждение как важнейшее объяснение эффектов социальной фасилитации/ингибирования, возбуждение не является однонаправленным. В присутствии других людей при выполнении новых и хорошо усвоенных задач возникают разные сердечно-сосудистые профили.

Когнитивные механизмы

Доказательства когнитивных механизмов, лежащих в основе эффекта социальной фасилитации, лучше всего сформулированы в теории конфликтного отвлечения. Эта теория предполагает, что присутствие других людей отвлекает, а отвлечение создает когнитивную перегрузку, которая ограничивает фокус внимания. Это приводит к разным эффектам при выполнении простых и сложных задач. В простых задачах производительность улучшается, потому что фокус внимания на присутствующих других приводит к отсеиванию несущественных стимулов, что ведет к улучшению производительности. В сложных задачах фокус внимания ухудшает производительность, потому что сложные задачи требуют внимания к более широкому диапазону стимулов.

Некоторые убедительные доказательства в пользу такого объяснения эффектов социальной фасилитации/ингибирования получены в исследованиях, изучающих концентрацию внимания в результате присутствия других людей с помощью задачи Струпа. В задаче Струпа участников просят произнести вслух цвет чернил слова. Эта задача трудна, поскольку слово является цветовым словом, напечатанным инконгруэнтным цветом (так, слово «красный» было бы напечатано синими чернилами); участники должны произнести слово «синий» (цвет чернил) и одновременно подавить желание произнести слово «красный».

Задача Струпа требует торможения доминирующей реакции (чтение) и побуждает испытуемого сосредоточиться на деталях напечатанного слова. В поддержку теории конфликтного отвлечения исследователи обнаружили, что по сравнению с условиями одиночества, участники в условиях аудитории испытывали меньше помех в задаче Струпа, что означает, что внимание переключалось с центральной или доминирующей тенденции ответа (чтение) на обработку деталей стимула (цвет чернил).

Аффективные механизмы

Аффективное объяснение эффекта социального присутствия имеет тесную связь с оценкой в присутствии других людей. Это объяснение подчеркивает важность проблем самопрезентации, связанных с выступлением перед другими людьми. Некоторые психологи утверждают, что наиболее значимым последствием присутствия аудитории (или соисполнителей) является то, что их присутствие формирует поведение исполнителя и подчеркивает важность того, чтобы произвести хорошее впечатление или избежать плохого впечатления.

Если люди чувствуют, что они могут позитивно представить себя, когда за ними наблюдают (а они быстрее всего в это поверят, если задания будут простыми или хорошо изученными), тогда присутствие других будет способствовать выполнению задания. Если же задание сложное или новое, то индивид может ожидать плохого выполнения. Эта тревога или опасение оценки, связанное с хорошим выполнением задания, может по иронии судьбы ухудшить его выполнение.

Убедительным доказательством этой идеи служат результаты исследований, в которых не было обнаружено различий в выполнении заданий, когда участники выполняли задание в одиночку или в присутствии аудитории с завязанными глазами. Эти результаты позволяют предположить, что способность присутствующих оценить выполнение задания имеет решающее значение для эффектов социальной фасилитации/ингибирования.

Юлия
Юлия
"Это банально, но суть вот в чём: тебе тогда будет хорошо, когда ты сам будешь хорошим. Хорошим? Вернее сказать, честным. Не по уголовному кодексу честным — я могилу могу ограбить, медяки с глаз у мёртвого снять, если деньги нужны, чтобы скрасить жизнь, — перед собой нужно быть честным"

Сейчас читают

Новые комментарии

Реклама