Контейнирование эмоций у детей и взрослых с точки зрения психоаналитиков

Каждый день и взрослые люди, и маленькие дети испытывают массу самых разных положительных и отрицательных эмоций. Такое положение вещей является абсолютной нормой, ведь без чувств наша жизнь была бы пресной, серой и совершенно неинтересной. Вот только далеко не всегда человек, особенно тот, который только начинает свой жизненный путь, может с этими эмоциями справиться. Если же вовремя не взять под контроль собственные эмоции, то они, как говорил один восточный мудрец, становятся необузданными лошадями, которые несут своего хозяина галопом.

Одним из самых распространенных, эффективных и популярных способов научиться управлять своими чувствами является контейнирование эмоций. Данная методика подходит не только детям, но и взрослым. Благодаря контейнированию чувств можно в любом возрасте обрести способность не разрушать самого себя из-за тех или иных переживаний и негативных эмоций.

Что такое контейнирование эмоций? В чем заключается суть этой методики? Какие способы контейнирования эмоций существуют? В сегодняшней статье обсудим эти вопросы и поговорим об контейнировании эмоций у взрослых и детей!

Контейнирование эмоций: что это такое?

Термин «контейнирование эмоций» впервые был использован Бионом Уилфредом, английским психоаналитиком и последователем известного психолога Карла Густава Юнга. Британец, взяв за основу предложенную Юнгом модель отношений между родителями и ребенком, доказал, что ребенок не может самостоятельно справиться со своими эмоциями, поэтому нуждается в помощи того человека, который поможет ему справиться с эмоциональными всплесками. На бессознательном уровне малыш «отдает» своим родителям все тревожащие и беспокоящие его переживания. Мама и/или папа становятся тем самым «контейнером» для эмоций своего ребенка.

Контейнирование является одной из базовых психологических концепций. Существует несколько точек зрения, благодаря которым можно изучить эту методику с самых разных сторон. Рассмотрим мнения таких известных специалистов, как Патрик Кейсмент и Дональд Винникотт.

Контейнирование эмоций с точки зрения психоаналитика Патрика Кейсмента

Патрик Кейсмент утверждает, что контейнирование эмоций – это психологическая концепция, суть которой заключается в том, что один человек, умеющий управлять своими эмоциями, принимать эмоций другого человека и не отвечать на них напрямую, исходя из своих собственных чувств, становится «контейнером» для этого другого человека и помогает ему разобраться с переполняющими его чувствами без каких-либо негативных последствий эмоционального характера.

Любому ребенку, по словам мистера Кейсмента, нужны значимые для него взрослые люди (родители, тетя, дядя, бабушка, дедушка, старший брат, старшая сестра и т.д.), которые способны справиться со всеми теми эмоциональными проблемами, с которыми малыш пока справиться не может, так как его психика еще не способна решать подобные вопросы. Чаще всего ребенку необходима помощь понимающего его взрослого тогда, когда он испытывает злость, раздражение, гнев, зависть или ненависть.

Контейнирование эмоций с точки зрения детского психоаналитика Дональда Винникотта

Контейнирование чувств – это психологическая методика, благодаря которой ребенок учится понимать свои эмоции и образовывать представления мыслительного характера. Умеющий разбираться в своих чувствах малыш будет толерантно относиться не только к окружающим его людям, но и к самому себе.

Детский психоаналитик и педиатр британского происхождения Дональд Винникотт называл процесс контейнирования эмоций холдингом (в переводе с английского «удерживать», «держать»).

Ребенок, взаимодействуя с родителем, постепенно становится обладателем своего собственного мыслительного механизма, благодаря которому он все больше и больше теряет зависимость от матери и/или отца. Если этот процесс происходит естественно и правильно, то ребенок со временем научится самостоятельно справляться со своими эмоциями и будет без проблем контейнировать их.

Если же процесс развития ребенка идет ложным путем, то мама, не понимая, что случилось с её малышом и почему он испытывает такие сильные эмоции, начинает, исходя из своих собственных негативных эмоций, реагировать тревожно. Между тревожной мамой и переживающим негативную эмоцию ребенком устанавливается слишком большая эмоциональная дистанция, из-за которой ребенок не может «передать» родительнице свои переживания. Мама же не может стать «контейнером» для своего ребенка, не может принять в себя его эмоции, оказать нужную поддержку малышу, объяснить маленькому человечку, что с ним происходит, и научить его правильно реагировать на ту или иную жизненную ситуацию.

В чем заключается суть методики контейнирования эмоций?

Психоаналитик Патрик Кейсмент утверждает, что суть методики контейнирования эмоций заключается в том, что обладающий способностью контейнировать собственные эмоции человек отвечает нуждающемуся в его понимании и поддержке эмоционально нестабильному индивиду не напрямую из своих собственных эмоций. Как это понять? Приведем наглядный пример.

Мистера А разозлил мистер Б. Если мистер Б не умеет контролировать и контейнировать свои эмоции, то он в ответ начнет кричать на мистера А, бросит своему оппоненту какую-то обидную реплику, скажет колкость или выдаст любую другую основанную на чувстве злости эмоциональную реакцию негативного характера.

Если же мистер Б умеет контейнировать свои эмоции, то он попробует разобраться в себе и понять, что происходит вокруг него. Мистер Б начнет размышлять над своей возникшей из-за мистера А эмоцией и будет искать правильные ответы на вопросы о том, почему он испытывает эту эмоцию, откуда она к нему пришла, почему она вызвала у него ту или иную реакцию и т.д.

Контейнирование эмоций – это способность не только размышлять над своими эмоциями и изучать природу их происхождения, но и способность спокойно и без проявления излишней эмоциональности выдерживать влияние самых разных видов психической энергии (не только эмоций, но и напряженных инстинктивных импульсов).

С помещенными в «контейнер» эмоциями можно совершать разные действия: хранить их там какое-то время, размещать в совершенно другом порядке, трансформировать во что-то более ценное и полезное, удалять и т.д. Эмоции можно сравнить с водой, а их контейнирование – с помещением этой самой воды в бутылку. Находящуюся в бутылке воду, в отличие от просто воды, можно выпить, вылить, перенести из одного места в другое, отдать, продать, выбросить, оставить в холодильнике и т.д.

Контейнирование эмоций позволяет человеку, обладающему способностью понимать свои чувства, контролировать свою собственную психическую энергию и разумно управлять ею.
Контейнирование эмоций у взрослых

Контейнирование эмоций у взрослых

Контейнирование эмоций у взрослых – это способность, благодаря которой взрослый человек умеет разбираться и в своих, и в чужих эмоциях. Такого человека можно сравнить с трансформатором: сначала он принимает в себя (становится «контейнером») те или иные тяжело переносимые эмоции негативного характера, а затем возвращает их в том измененном виде, в котором они будут пригодны для усвоения.

Если в детстве такая способность не была сформирована матерью и/или отцом, то взрослый человек может сформировать её самостоятельно, став своим собственным альтернативным родителем. Или же вы можете научиться контейнировать эмоции во взрослом возрасте, став на некоторое время «родителем» для того человека, который нуждается в вашей помощи и поддержке.

Построить здоровые и гармоничные отношения с родителями, второй половинкой, детьми, родственниками, друзьями, коллегами, соседями и другими окружающими вас людьми без контейнирования эмоций довольно-таки сложно, так как вы не сможете понять, что именно ваш собеседник хочет вам сказать. Благодаря же контейнированию вы сможете, минуя естественную для большинства людей молниеносную реакцию на форму выражения, уловить истинный и не завуалированный негативными эмоциями посыл вашего визави.

Контейнирование эмоций необходимо тогда, когда один человек слишком взволнован и находится в плену своих эмоций. Если такой эмоциональный индивид встретит на своем пути человека, который умеет, не разрушая самого себя, трансформировать чужие эмоции и возвращать их собеседнику в удобоваримом виде, то он получит необходимую ему поддержку и истинное утешение. И не имеет никакого значения тот факт, что бурно выражаемые эмоции и чувства касаются не трансформатора, а кого-то третьего, который в данный момент времени находится в каком-то совершенно другом месте.

Контейнировать чужие эмоции может лишь тот взрослый человек, который умеет управлять своими собственными чувствами. Если в детстве у ребенка не сформировался правильный мыслительный механизм, то его способность к контейнированию во взрослом возрасте будет недостаточной.

Избыточная же способность к контейнированию эмоций у взрослого человека возникает тогда, когда испытывающий сильные негативные эмоции индивид обращается непосредственно к чувствам человека-«контейнера». Очень часто в таких ситуациях контейнирующий эмоции человек на бессознательном уровне путает процесс контейнирования с той или иной формой ответной реакции на проявления чувств обуреваемого сильными эмоциями индивида.

Помещенная в «контейнер» эмоция, которая в той или иной момент времени показалась человеку-«контейнеру» неуместной для выражения, рано или поздно будет выражена тем или иным образом. Контейнирующий эмоции взрослый человек прекрасно понимает, что закон сохранения энергии никто не отменял, поэтому эмоция обязана найти свое выражение: другому человеку ли, в другом ли месте, или в любой другой импонирующий трансформатору способ.

Если же находящаяся в «контейнере» эмоция остается в нем длительный период времени, то данный процесс будет не контейнированием, а сдерживанием, которое довольно-таки негативно влияет на психическое и физическое здоровье индивида.

Основные способы контейнирования взрослых эмоций

Способность контейнирования эмоций можно приобрести в любом возрасте. Существует два основных способа сделать это: повышение чувства собственного достоинства и работа с телом.

Повышение чувства собственного достоинства и собственной ценности позволит человеку не только начать испытывать без каких-либо угрызений совести и чувства вины те эмоции, которые в нем рождаются, но и разбираться в их истоках. Умеющий контейнировать эмоции человек всегда ищет истинный посыл своих эмоций, а не идет у них на поводу и не бросается в омут с головой.

Данный способ научит вас распознавать собственные чувства и эмоции, понимать их, трансформировать и отпускать. Попросите помощи у родителей, родственников, друзей или знакомых, но предварительно убедитесь в том, что люди, к которым вы обращаетесь за помощью, обладают достаточным количеством собственных ресурсов и могут вам отдать часть своей энергии. Если же таких людей в вашем окружении нет, то есть смысл обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Работа с телом – второй способ научиться контейнировать эмоции. Так как любая эмоция – это возбуждение нервной системы, то отлично подойдут те телесные практики, которые способствуют нормализации общего состояния физического тела и психики.

Специалисты советуют для начала научиться регулировать свое эмоциональное состояние через дыхание, так как данная практика может использоваться ситуационно и именно в тот момент времени, когда эмоция захлестывает человека и заставляет его терять над собой контроль. Стоит обратить внимание и на такие практики, как цигун, медитация, йога, аскезы и т.д. Выбирая практику, всегда учитывайте свои индивидуальные характеристики, иначе можно не только не научиться контейнировать эмоции, но и заставить свой организм испытать нервное перенапряжение.

Контейнирование эмоций у детей

Жизнь маленьких детей насыщена самыми разными событиями. Некоторые из этих событий воспринимаются детьми достаточно спокойно, другие же вызывают у них массу эмоций. Часто родители, видя, что их малыш бьется в истерике, не знают, как правильно реагировать на это. Они не понимают, что именно нужно сделать, чтобы успокоить малыша. Многие мамы и папы предпочитают оставлять своих детей наедине с их негативными эмоциями и переживаниями, не осознавая, что отрицание, сдерживание и подавление эмоций негативно влияют на детскую психику и попросту травмируют её.

Контейнирование эмоций у детей – это психологическая техника, которая поможет научить ребенка осознавать собственные эмоции, принимать их, трансформировать и отпускать. Чтобы ребенок во взрослом возрасте умел контролировать свои чувства, родителям нужно научить его называть эмоции своими именами и на собственном примере показать, что проговаривание эмоций – это полезная и нужная привычка, которая пригодится в любом возрасте.

Суть контейнирования эмоций у ребенка заключается в том, что родителю необходимо на некоторое время стать «контейнером» для эмоций и чувств малыша: помочь ребенку разобраться в испытуемых им эмоциях и пережить их, успокоить малыша, выслушать его и объяснить ему простыми словами, какие именно эмоции он испытывает в текущий момент времени. Как это сделать? Рассмотрим на наглядном примере из жизни.

Во время прогулки пятилетняя Кира упала и травмировалась. Девочке не только больно, но и страшно. Что же будет делать её мама?

Вариант №1. Мама неспешно подходит к дочке и начинает на неё кричать. Она обвиняет девочку во всех смертных грехах и утверждает, что все произошло только из-за того, что Кира её не слушалась. Через минут 20, когда эмоции поутихнут и женщина успокоится, она начнет жалеть ребенка, но за это время малышка не только успеет обидеться на родительницу, но и будет пребывать в плохом настроении весь день.

Вариант №2. Маму настолько испугало падение ребенка, что она хватает девочку в охапку, быстро несет её домой, обрабатывает раны и все время накручивает себя. У Киры не только остается страх, но она начинает постепенно осознавать, что окружающий мир – это ужасное и опасное место, населенное такими же ужасными и опасными людьми.

Вариант №3. Мама жалеет Киру, внимательно и аккуратно осматривает рану, общается с девочкой спокойным и мягким голосом и задает ей наводящие вопросы. Она не обвиняет дочку и не занимается констатацией очевидных фактов. Мама переводит эмоции малышки в совершенно другое русло: она не внушает ребенку чувство вины или страха, а всеми возможными способами демонстрирует дочери свою любовь и понимание. Когда ребенок видит, что родитель сочувствует ему и понимает его, то негативные детские эмоции бесследно исчезают.

Если мама будет действовать так, как описано в первом и втором вариантах, то негативные эмоции останутся внутри ребенка и будут негативно влиять на его еще неокрепшую психику. В третьем же варианте мама применила технику контейнирования эмоций, поэтому у малышки не осталось никакого негатива.

Поведенческий психотерапевт и психиатр Сергей Кистенев утверждает, что контейнирование детских эмоций – это не только акт передачи негативных эмоций ребенка родителю, но и прекрасная возможность научить малыша брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.

Начиная с трех-пяти лет, ребенок активно взаимодействует с другими детьми, поэтому он должен понимать, что его могут обидеть, разозлить, вывести из себя или просто несправедливо с ним поступить. Малышу нужно учиться самостоятельно переживать свои эмоции и нести ответственность за совершаемые им действия.

Контейнирование эмоций ребенка

Техника контейнирования детских эмоций

Данная техника идеально подходит для развития у родителя и ребенка способности правильно переживать сильные эмоции негативного характера. Чтобы контейнировать эмоции сильно расстроенного, обиженного, злого или раздраженного ребенка, который бьется в истерике и громко плачет, родителю необходимо выполнить следующие пошаговые действия.

Шаг №1. Сохраняйте полное спокойствие. Конструктивный диалог с малышом возможен только в спокойном состоянии. Многим родителям сложно сохранять невозмутимый и спокойный настрой, когда их ребенок начинает кричать и плакать, но сделать это просто необходимо.

Шаг №2. Продемонстрируйте ребенку полное принятие. Не читайте ребенку нравоучений, не воспитывайте его, не обвиняйте и не успокаивайте. Просто сядьте рядом с малышом, прижмите его к себе, погладьте по головке, возьмите на руки и т.д.

Ничего не говорите ребенку. Малыш должен почувствовать ваше присутствие и понять, что вы не только полностью принимаете его таким, каким он есть, но и сочувствуете ему.

Шаг №3. Объясните ребенку сложившуюся ситуацию. Родителю необходимо не только успокоить малыша, но и научиться задавать ему правильные вопросы, ответы на которые помогут ребенку понять, что именно произошло и как нужно реагировать.

Многие дети сами начинают рассказывать о том, что с ними произошло. Вам нужно помочь малышу правильно определить его состояние. Сделать это помогут следующие вопросы: «Ты испугался?», «Ты раздражен?», «Тебе стыдно?», «Ты в замешательстве?», «Тебе обидно?», «Тебе неловко?» и т.д. Задавая вопросы малышу, не забывайте делать ненавязчивый акцент именно на эмоциях и чувствах ребенка.

Шаг №4. Продемонстрируйте малышу ваше понимание ситуации. Если ребенок услышит, что родитель понимает его чувства без каких-либо обвинений и упреков, то сможет успокоиться и довериться маме или папе. Родителю же необходимо показать малышу связь между его эмоциями и сложившейся ситуацией. «Ты сердишься, так как произошло…», «Ты расстроен, потому что…», «Тебе стыдно из-за…» и т.д.

Не только родитель, но и ребенок должен осознавать, почему он испытал те или иные негативные эмоции. Основная причина эмоционального взрыва должна быть продемонстрирована малышу без каких-либо купюр.

Шаг №5. Научите ребенка брать ответственность за действия и поступки. Ребенка необходимо научить ответственности за его же действия. Объясните малышу, что все его эмоции зависят только от него самого, а не от сложившихся обстоятельств или родителей, родственников, соседей, друзей, учителей и других окружающих его людей.

Как только ребенок успокоится и поймет, почему он испытал ту или иную негативную эмоцию, родителю следует деликатно подтолкнуть ребенка к решению возникшей проблемы: «Давай подумаем с тобой, что необходимо делать, чтобы в будущем подобная ситуация не повторилась в твоей жизни».

Если ребенок еще слишком маленький, то родителю следует предложить ему несколько вариантов решения проблемы. Из предложенных вариантов ребенок выберет тот, который подходит ему лучше всего. Не решайте за вашего малыша, иначе он так и не научится самостоятельно принимать важные решения во взрослой жизни и нести за них полную ответственность.

Ребенку постарше следует предоставить возможность разобраться во всем самому. Чтобы убедиться в том, что ваш ребенок сделал правильный выбор, ненавязчиво поинтересуйтесь у него, какие выводы он сделал и какие уроки из сложившейся ситуации он извлек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Юлия
"Это банально, но суть вот в чём: тебе тогда будет хорошо, когда ты сам будешь хорошим. Хорошим? Вернее сказать, честным. Не по уголовному кодексу честным — я могилу могу ограбить, медяки с глаз у мёртвого снять, если деньги нужны, чтобы скрасить жизнь, — перед собой нужно быть честным"