Общение ‒ это клей, который объединяет людей. Общение выходит за рамки только передачи и получения информации, поскольку помогает строить и развивать межличностные отношения. В мире труда работодатели высоко ценят сильные коммуникативные навыки, поскольку они помогают ориентироваться в повседневной деятельности. Будь то неформальный разговор за кружкой чая или общение на деловом мероприятии, правильное общение помогает точно передавать мысли, идеи и сообщения.
Эффективное общение может значительно изменить вашу жизнь: вы сможете завести новые знакомства, построить крепкие и надежные отношения с партнером и легко подниматься по карьерной лестнице. Благодаря правильному общению не остается места для путаницы, и ваши собеседники воспринимают информацию именно так, как и было задумано. Несмотря на широкий спектр преимуществ, не каждый человек способен всегда хорошо взаимодействовать с другими людьми, ведь определенные психологические ограничения могут помешать нам общаться эффективно.
Каждый из нас хоть раз в жизни, но наблюдал, как его коллеги перебивают кого-то или как кто-то громко разговаривает в кафе с друзьями, не обращая никакого внимания на негативную реакцию окружающих людей. Существуют разные виды ограничений, которые нарушают естественный ход общения. Одно из таких ограничений ‒ это психологические барьеры в общении. Что такое психологические барьеры в общении и какими они бывают? Давайте узнаем!
✔ Психологические барьеры в общении: что это такое?
Психологические барьеры в общении ‒ это состояние ума человека, которое может ограничивать его способность правильно интерпретировать информацию и принимать правильные решения. Психологические барьеры негативно влияют на способность человека качественно общаться с другими людьми, находить с ними общий язык и создавать глубокую эмоциональную связь. Психологические барьеры известны и как эмоциональные барьеры.
Эмоциональный барьер ‒ это психическое ограничение, которое мешает вам открыто выражать свои мысли и чувства. Он может помешать вам быть самим собой, поскольку влияет на ваши эмоции и чувства. Психологический барьер в общении часто является результатом низкого уровня эмоционального интеллекта, эмоциональной осведомленности и эмоционального контроля. Чтобы общаться с людьми более качественно и непринужденно, необходимо научиться лучше понимать свои чувства и эмоции.
Преодолеть эмоциональные барьеры нелегко, поскольку эмоции выступают в качестве мощных мотиваторов. Они могут не только направить нас к нашей страсти, но и уберечь от опасности. Так, неизвестный поворот на улице вызывает страх и заставляет нас дважды подумать, прежде чем решиться пойти по нехоженой дороге. Но парадокс заключается в том, что если эмоции не контролировать, то они могут сбить нас с пути. Эмоциональные препятствия могут привести к недопониманию, обидам и разрыву связей в самых разных сферах жизни. Вот почему так важно держать свои эмоции под контролем и находить способы их преодоления.
В данной статье представлены основные виды психологических (эмоциональных) барьеров, которые мешают здоровому и эффективному общению.

✔ Основные психологические барьеры в общении
Психологические барьеры на пути к эффективному общению могут создать массу проблем. Ограничения подобного рода обусловлены эмоциональным характером и умственными способностями человека. Эти барьеры приводят к рассеянности, боязни высказать свои мысли другим, волнению и эмоциональной неустойчивости ‒ все это является причиной подавляющего числа проблем в общении. Психологический барьер ‒ один из многочисленных барьеров в подклассе внутриличностных барьеров.
Любое психологическое состояние может повлиять на вашу способность отправлять и получать вербальные сообщения. Это связано с тем, как работает наш разум и как его работа влияет на наше поведение. Так, когда вы расстроены, вам будет трудно эффективно выслушать сообщение и дать на него адекватный ответ. Психологические потребности и чувства можно по праву назвать основными барьерами в процессе организационной коммуникации, на которые могут повлиять оба участника: и отправитель, и получатель.
1. Ложные предположения
Коммуникативный сбой может произойти, если отправитель не смог хорошо передать инструкции, потому что он/она предполагает, что получатель понял сообщение, но в реальности может оказаться, что получатель лишь частично понял то, что было передано, или не понял вообще; обе ситуации могут привести к коммуникативному срыву. Способность отправителей к пониманию часто определяется их личным опытом, и в этом отношении нет двух одинаковых людей.
Предположение отправителя о том, что получатель знает, как что-то делать или следовать инструкциям, часто ошибочно и может ввести в заблуждение. Аналогичным образом получатель может хотеть и быть понятым определенным образом, и поощрять ложные предположения отправителя. Так, чтобы предотвратить ложные предположения, менеджер по контролю качества должен сначала проверить, знакомы ли работники с определенными стандартами, прежде чем ругать работников за их несоблюдение.
2. Гнев
Эмоциональное состояние может стать препятствием для общения. Если отправитель зол, когда посылает сообщение, это повлияет на то, как получатель интерпретирует сообщение. Гнев негативно влияет на мышление, разрушает коммуникацию и понимание.
Так, если вы с кем-то горячо спорите, то вы можете разгневаться и сказать обидные вещи, которые вы не имели в виду.
Гнев может повлиять на ваше поведение, потому что ваш разум обрабатывает информацию по-другому. Когда гнев влияет на мышление, вы будете выражать себя нездоровым образом, что негативно скажется на ваших межличностных отношениях. Отправитель может показаться агрессивным и неприступным. Получатель может почувствовать угрозу или страх, в результате чего он может воспринять сообщение по-другому.
3. Гордость
Гордость мешает слушать и воспринимать информацию адекватно. Гордость ‒ это эмоциональный барьер, который влияет на то, как вы воспринимаете других людей. Она мешает вам сосредоточиться на чьих-либо взглядах и мнениях, отличных от ваших собственных.
Так, вы, находясь под влиянием гордости, в девяти из десяти случаев будете доминировать в разговоре, потому что не придаете значения тому, какие слова произносит другой человек. Это мешает вам услышать, что хотят сказать другие, или внести свой вклад в разговор.
4. Беспокойство и тревога
Данный психологический барьер отвлекает ваше внимание от реально важных вещей. Беспокойство и тревога ‒ распространенные эмоции, когда речь идет об общении с другими людьми. Существуют разные типы тревожности, которые влияют на навыки и стиль общения человека. Так, социальная тревога может помешать вам подойти к незнакомым людям на вечеринке. Общая тревожность может привести к тому, что публичное выступление покажется вам тяжелым испытанием.
Хотя у эмоционального барьера в виде беспокойства и тревоги иногда бывает не одно, а несколько лиц одновременно, важно помнить, что эмоциональная реакция может исходить как от говорящего, так и от слушающего. Независимо от того, от кого она исходит, то, как вы на нее реагируете, определяет ваши коммуникативные способности. Иногда наличие плана по управлению эмоциями является хорошим способом вести качественные разговоры с одним или несколькими собеседниками.
5. Отношение и ценности
Отношение ‒ это заранее усвоенная предрасположенность, которая бывает тесно связана с убеждениями и системами ценностей человека. Независимо от того, является ли ваше отношение положительным или отрицательным, оно может влиять на процесс коммуникации как положительно, так и отрицательно. Если одно из ваших убеждений находится под угрозой, вы в девяти из десяти случаев отреагируете эмоционально, вместо того чтобы внимательно выслушать сообщение.
Если отправитель сообщения настроен позитивно, это может убедить получателя реально выполнить просьбу отправителя. Если у отправителя негативное отношение, получатель не будет склонен выполнять условия просьбы.
6. Негативное самовосприятие
Негативное самовосприятие в процессе общения может повлиять как на отправителя, так и на получателя, что приводит к нарушению коммуникации. Если у отправителя негативное самовосприятие, он или она не сможет передать сообщение должным образом. Из-за негативного самовосприятия сообщение часто бывает бессильным и лишенным убежденности.
Аналогичным образом, если кто-то на стороне получателя имеет плохое представление о себе или не уверен в себе, он или она может зародить в себе боязливые мысли, считая себя недостаточно умным, чтобы понять сообщение.
7. Страх и оборона
Когда отправитель боится или защищается по поводу сообщения, которое ему необходимо передать получателю, он может зайти слишком далеко в попытке общения и оттолкнуть получателя мелодраматическими жестами и словами. Вместо того чтобы признать ошибку, отправитель может попытаться оправдать свои действия или вообще отказаться признать ошибку, что приведет к дальнейшему недопониманию.
Такое защитное поведение может здорово подорвать доверие отправителя к получателю или получателям. Аналогичным образом, когда получатель испытывает страх, он может не понять, что ему пытаются сказать, в результате чего он перестанет слушать, что приведет к еще большим ошибкам в будущем.
8. Подтекст и умозаключения
Подтекст ‒ это значение, полученное не через конкретные детали, а благодаря умению «читать между строк». Умозаключение ‒ это вывод, сделанный на основе подтекста, а не конкретных деталей. Коммуникатор, который что-то подразумевает, может заставить получателя сделать вывод о значении, отличном от того, которое было задумано. Так, человек, который утверждает, что его работу недооценивают, может подразумевать, что он не получает достаточно положительных отзывов от своего руководителя. Но без конкретных деталей получатель сообщения может сделать вывод, что говорящий считает свою зарплату недостаточно большой. У нас есть веские основания ожидать, что наши умозаключения окажутся верными, но они могут оказаться неверными из-за какой-то непредсказуемой ситуации.
Поскольку умозаключения выходят за рамки фактов при составлении определенных утверждений, то они могут давать неверные сигналы. Мы интерпретируем символы на основе предположений, которые обычно оказываются верными, но существует вероятность, что иногда они могут оказаться неверными. Этот тип умозаключений называется преждевременной оценкой, когда получатель имеет тенденцию судить преждевременно, не понимая системы отсчета. Для защиты от этого психологического барьера отправители всегда должны использовать конкретный язык, а получатели должны уточнять смысл, задавая вопросы.
9. Недоверие, неуверенность и сомнение
Недоверие ‒ это наихудший психологический барьер, который негативно влияет на общение и создает враждебную обстановку. Если два человека не доверяют друг другу, они не поймут сообщение, переданное другим человеком, и потратят свои усилия на поиск недостатков, игнорируя важность сообщения. Для эффективного общения обе стороны не должны иметь проблем с доверием и должны верить друг в друга.
Если человек сомневается или не уверен в каком-либо факте, он не может принять логическое решение. Неуверенность и сомнения ‒ распространенные психологические барьеры, и необходимо научиться правильно ими управлять для эффективной коммуникации и принятия решений.
10. Абстрагирование
Мы используем язык для передачи нашего опыта и чувств, но мы с меньшей вероятностью передадим все детали из-за тенденции фокусировать наше внимание только на некоторых деталях. Когда мы готовим деловой отчет о наших наблюдениях за различными событиями на рынке, мы абстрагируем отобранную информацию и представляем только ту, которая имеет отношение к делу.
Наблюдения не будут совершенными, поэтому и коммуникация будет несовершенной, потому что наш опыт в отношении события не является полным. Когда мы пытаемся преобразовать наш опыт и наблюдения в слова, мы еще больше абстрагируем их, используя отобранные слова, которые подразумевают отказ от деталей. Так, если мы попытаемся полностью описать такой простой предмет, как ботинок, нам потребуется несколько томов, которых все равно будет недостаточно для описания предмета.
11. Закрытость мышления, излишняя самоуверенность и апатия
Люди иногда не готовы получать новую информацию о предмете, о котором, как они полагают, знают все. У таких людей разум закрыт для новых идей, фактов и предложений. Когда человек находится в таком состоянии духа, он рискует проявить излишнюю самоуверенность. Так, если сотрудник обращается к своему начальнику с закрытым мышлением с предложениями по улучшению работы подразделения, начальник может ответить: «Я эксперт в этой области. Я занимаюсь этой работой с 1997 года, у меня в голове все ноу-хау. Нет ничего нового, чему мне можно было бы научиться, особенно у новичка!».
Так начальник, обладающий закрытым мышлением и излишней самоуверенностью, полностью отвергает информацию и рекомендации коммуникатора еще до того, как узнает реальные факты. Замкнутость мышления может стать причиной нежелания человека узнавать новые идеи. Эффективнее всего подходить к общению со смирением и желанием учиться, поскольку практически невозможно знать все о какой-либо конкретной области.
Другая крайность ‒ апатичный отправитель или получатель, который создает барьер из-за отсутствия эмоций или интереса к сообщению, которое он отправляет или получает. Апатия приводит к нарушению коммуникации, поскольку мешает эффективному слушанию. Именно по этой причине апатичный оратор плохо передает информацию и может упустить ключевые аспекты.
12. Искажение, фильтрация и редактирование
Когда сообщение «открывается в новом окне» ‒ передается через переводы, интерпретации, объяснения и упрощения, ‒ оно теряет оригинальность и искажается. Точность сообщения теряется, и передача становится несовершенной, поскольку сообщение проходит через фильтры переводов и упрощений. Это происходит из-за манипулирования информацией со стороны отправителя, чтобы она воспринималась получателем как более благоприятная, поскольку отправитель хочет добиться определенных результатов. Такой психологический барьер очень часто используют манипуляторы и сотрудники тех организаций, где акцент делается на статусных различиях и сильных стремлениях к карьерной мобильности. Искажение и редактирование наблюдается и там, где больше вертикальных уровней, поэтому восходящая коммуникация фильтруется.
Основная форма реализации данного эмоционального барьера ‒ «виноградная лоза». Суть этого приема заключается в том, что с каждым повторением сообщение получает свежие дополнения, и становится все более и более искаженным. Именно поэтому очень часто первоначальная информация, особенно устная, переданная по формальным и неформальным каналам, искажается и теряет свой первоначальный смысл. Иногда сохраняется лишь малая часть информации. Принятие письменной коммуникации для важных сообщений может уменьшить искажение и неизбежное непонимание.
13. Неумение слушать
Неумение слушать собеседника часто становится причиной серьезных проблем в общении. Большинство людей плохо слушают из-за различных отвлекающих факторов, эмоций, волнения, безразличия, агрессивности и рассеянного внимания. Одна из основных причин плохого слушания ‒ постоянное обдумывание человеком собственных проблем и забот. Плохому слушателю всегда кажется, что мысли в его голове интереснее, чем то, что говорит оратор.
Если получатели будут слушать отправителя сообщения с достаточным вниманием, то они смогут преодолеть этот психологический барьер и снизить уровень недопонимания.
14. Эмоции
Эмоции ‒ это наши чувства по отношению к окружающему миру. Обычно положительные эмоции, такие как радость, любовь или привязанность, не мешают общению; именно отрицательные эмоции создают барьеры. Эмоционально возбужденный коммуникатор не может правильно организовать свое сообщение. Он выражает свои размытые мысли жестикуляцией и постоянно повторяет одни и те же слова.
Отправитель не понимает, что сообщением, которое он хочет передать, управляют неконтролируемые эмоции, и он неправильно ориентируется, поскольку эмоции заставляют его закрывать глаза на разум. Каждый, кто сталкивается с таким раздраженным человеком, становится жертвой его расфокусированных негативных эмоций. Недоуменное, нервное и возбужденное состояние ума никогда не позволяет нормально общаться.
15. Поспешность и информационная перегрузка
Многие люди делают поспешные выводы, не дослушав сообщение до конца и не рассмотрев все его элементы. Этот психологический барьер свойственен нетерпеливым людям. Он негативно влияет на эффективность общения и не позволяет увидеть цельную «картинку».
Когда количество информации, с которой нам приходится работать, превышает наши возможности по её обработке, возникает информационная перегрузка. Из-за этого психологического барьера коммуникатор может искажать, игнорировать, пропускать или забывать важную информацию. Так происходит потеря информации и снижение эффективности общения.
✔ Несколько примеров психологических барьеров в общении на рабочем месте
Хорошая коммуникация ‒ это краеугольный камень успешной организации. Именно качественная коммуникация сплачивает команды и ускоряет рост проекта, помогает установить доверительные связи и контакты с разными людьми из разных слоев общества. Но эффективная коммуникация включает в себя не только хорошие вербальные навыки, но и невербальные сигналы, такие как язык тела. Так, простое пожатие плечами на деловой конференции может передать множество значений. Очень важно совершенствовать свои навыки общения в профессиональной среде, если вы хотите продемонстрировать уверенность и надежность.
Существуют разные типы эмоциональных барьеров, и вот несколько повседневных примеров психологических барьеров в общении на работе и то, как они могут повлиять на вас.
1. Гнев
Гнев ‒ очень опасный психологический барьер в деловом общении. Он разрушает коммуникацию и понимание. Рассерженный человек ответит неправильно, а получатель почувствует угрозу. На работе иногда возникают ситуации, когда вы ссоритесь с коллегой, потому что у вас разные взгляды на один проект.
Может возникнуть конфликт, и гнев может лишить вас возможности логически обрабатывать информацию. Вы можете потерять из виду конечную цель проекта и отвергнуть решения или объяснения, которые будут полезны для успеха проекта.
2. Гордость
Работа в команде и сотрудничество требуют, чтобы вы не только слушали других, но и позволяли им свободно выражать свои мысли. Гордость может помешать вам обращать внимание на других, поскольку вы будете сосредотачивать внимание только на своих мыслях, мнениях и перспективах.
Бывают случаи, когда вы отвергаете чужие идеи, не выслушав их. Этот эмоциональный барьер является предостережением для менеджеров и руководителей команд.
3. Беспокойство
Беспокойство, один из самых распространенных видов эмоциональных барьеров, проявляется на работе в самых разных формах. Будь то нервозность в первый день или важная встреча с клиентом, данный психологический барьер может негативно повлиять на вашу уверенность и креативность.
Из-за беспокойства вы можете создать эхо-камеру и повторять то, что произносят другие, потому что боитесь высказать свое мнение. Особо мнительные люди могут просто отказаться говорить.