Главная Воспитание "Захотелось ударить по наглой роже": почему подростки всех бесят?

«Захотелось ударить по наглой роже»: почему подростки всех бесят?

"Захотелось ударить по наглой роже": почему подростки всех бесят?

Известная американская писательница Джоди Пиколт в своем романе «Хрупкая душа» пишет, что люди часто обманывают наши ожидания, особенно если этим людям от тринадцати до восемнадцати лет.

Пока определенные группы представителей рода человеческого доказывают всем подряд (и себе в том числе), что в текущий период времени главным бичом человечества является COVID-19, другие в корне с этим не согласны, так как в мире существует огромное количество более страшных и опасных для людей явлений. Взять хотя бы подростков!

От коварного вируса можно защититься при помощи маски и вакцины, от подростков же никуда не спрячешься. Они повсюду: на улице, в транспорте, парках, торговых центрах и прочих общественных местах. Ведут себя нагло и вызывающе, плюют на социальные нормы и правила поведения. Не считаются с мнением взрослых, хамят, матерятся, грубят, гомерически смеются над разными глупостями, носятся со своими портативными колонками и громко слушают музыку, постоянно пялятся в телефоны, нарушают правила дорожного движения и т.д. и т.п.

Подростки дерзкие, упрямые, ленивые, непослушные, ко всему равнодушные, лживые, вечно ноющие, безответственные и невнимательные. Разве есть что-то парадоксальное или странное в том, что они всех бесят и раздражают? Но проблема эта появилась не сегодня и не вчера, она существует со времен сотворения нашего прекрасного мира.

Во все времена подросшие дети нарушали существующие правила, дрались со своими сверстниками, ленились, врали, не хотели грызть гранит науки, портили и ломали вещи, спорили и не соглашались со взрослыми, объедались сладким. Не мы первые и не мы последние сталкиваемся с этой вечной темой.

Да, подростки бесят. И вызывают они массу негативных эмоций не только у своих родителей, учителей, родственников и прочих знакомых, но и у тех совершенно незнакомых людей, которым приходится в той или иной мере с ними взаимодействовать. Идешь себе тихо и спокойно по улице, никого не трогаешь, и тут видишь идущую прямо на тебя толпу обезумевших подростков. Бесит? Бесит!

Но давайте рассмотрим ситуацию с иной точки зрения, вспомним себя в этом возрасте и посмотрим правде в глаза: быть подростком очень непросто! Хотя у каждого возраста свои проблемы, вопросы, заморочки и переживания, но именно подростковый период по праву считается одним из самых неоднозначных и сложных в жизни практически каждого человека периодов.

Почему подростки всех бесят? Почему подросшие дети демонстрируют такое поведение? Как взрослым реагировать на подростковые выпады?

Почему подростки всех раздражают: топ-6 причин

В возрасте от 11-12 до 15-17 лет в формировании личности происходят те существенные сдвиги, которые рано или поздно приводят к коренным изменениям прежних интересов, манеры поведения и способа взаимодействия с окружающими людьми. Эти изменения сопровождаются возникающими у ребенка большими трудностями, имеющими сугубо субъективный характер. Другим людям сложно понять, что происходит в душе у подростка, поэтому они все списывают на избалованность, плохое воспитание, невнимательность родителей к каким-то незначительным деталям и т.д.

Происходящие с подростком изменения вызывают у него сильные переживания, которые он не может объяснить не только другим людям, но и самому себе. Хотя внешне подросток и становится похож на взрослого, но думает и поступает он как ребенок.

Причина №1. Подростки ломятся в чужой монастырь со своим уставом

В подростковом возрасте закладываются основы социальных установок и нравственности личности, поэтому именно этот период времени становится своеобразным стартом для раскрытия устремлений и жизненных позиций человека. Если у подростка смена старого поведения и детских интересов происходит в быстром темпе, то его взрослость развивается скачками: вчера он поступил по-взрослому, сегодня капризничает, как пятилетний малыш, а завтра опять будет демонстрировать взрослое и рассудительное поведение.

Взрослому человеку осознать суть таких изменений довольно-таки просто, для подростка же все это тяжело, непривычно и непонятно. То, что раньше нравилось ребенку и вызывало у него искренний интерес, теперь вызывает лишь бурный протест и отчаянье. Подросток задает себе вопрос: «Что со мной происходит?». Он пытается разобраться в том, как устроен взрослый мир, по каким правилам этот мир живет, и что ему необходимо сделать, чтобы взрослые считались с его мнением и относились с уважением.

Почему подростки всех раздражают

Существует два пути развития подростка: бескризисный и кризисный.

Первый путь – гармоничный и бесконфликтный, он возможен тогда, когда взросление происходит быстро, а смена прежних интересов и перемены в отношениях с родителями и другими значимыми взрослыми не вызывают болезненных ощущений.

Второй путь – хаотичный и трудный, чаще всего встречается в индустриальных обществах, где наблюдается расхождение в предъявляемых к детям и взрослым людям требованиях. В жизни подростка, взросление которого идет по второму пути, возникает интересный парадокс: он легко и просто усваивает то, что во взрослой жизни ему вряд ли пригодится, а необходимых для качественной жизни в будущем знаний практически не получает, поэтому, став взрослым, он не знает, как правильно взаимодействовать с взрослым миром.

Пытаясь разобраться в себе и понять, что с ними происходит, многие подростки пытаются навязывать взрослым людям правила своей собственной игры, демонстрируют агрессивное поведение по отношению к ровесникам и людям старшего возраста, ведут себе вызывающе, проявляют повышенный интерес к сексу, алкоголю, сигаретам, наркотическим, психотропным веществам и прочим аддиктивным привычкам.

⚑ Как реагировать взрослым? Не кричать, не упрекать, не обвинять, не угрожать и не наказывать, а поговорить по душам с подростком, посмотреть на ситуацию его глазами и попытаться понять.

Если подросток будет на все сто процентов уверен, что вы не воюете с ним, а являетесь его союзником, то он не только поделится с вами своими переживаниями, но и поймет, что в трудную минуту, если он обратится к вам за помощью, вы не оттолкнете его, а поможете найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Причина №2. Подростки совершают дикие и отчаянные поступки

Подросток, желая перейти в мир взрослых, стать его полноправным членом и получить те привилегии, которые доступны взрослым, но не разрешены детям, может совершать дикие и отчаянные поступки. Он верит, что чем более безумное и шокирующее окружающих действие он совершит, тем быстрее взрослые оценят его и присвоят ему соответствующий статус.

Но взрослые вполне справедливо продолжают считать подростка ребенком и по физическим силам, и по неустойчивости желаний, и по неконтролируемо-детской смене настроения. Возникает так называемая социальная неприкаянность подростка, который уже не является ребенком, но еще не имеет полномочий и функций взрослого человека.

Чтобы заявить о себе и привлечь к себе внимание социума, подросток начинает вести себя дерзко, вызывающе и зачастую неадекватно: прыгает с крыши трехэтажного дома, делает селфи на фоне проезжающего мимо поезда, крадет в магазине пачку сигарет и демонстративно курит в общественном месте, вступает в интимную связь с партнером намного старше себя, связывается с «плохой» компанией, уезжает без предупреждения в другой город и т.д.

Почему подростки всех раздражают: топ-6 причин

 

⚑ Как реагировать взрослым? Когда подросток совершает какой-то странный, неадекватный и дикий поступок, родители меньше всего хотят разбираться в том, почему он именно так поступил. Им хочется просто пристукнуть маленького негодяя, чтобы больше неповадно было. Или кричать на него до тех пор, пока он не поймет, что так делать точно нельзя. Желания эти понятны, но они не несут в себе ничего конструктивного.

Ключ же к пониманию – дружелюбный тон, отсутствие осуждений, угроз, упреков и физических наказаний. Потерять доверительные отношения с ребенком, особенно в подростковом возрасте, очень легко и просто, а вот наладить отношения и вернуть их в прежнее русло, когда ваш ребенок ничего от вас не скрывал, делился с вами своим внутренним миром и не совершал дурацких поступков, намного сложнее. Именно в этот период многие родители, как бы они ни старались и что бы они ни делали, навсегда теряют связь со своими подросшими детьми.

Обсуждайте с подростком его поведение только в спокойном и умиротворенном настроении. Ни в коем случае не переходите на личности, не сравнивайте ребенка с другими детьми и не спрашивайте его, о чем он только думал. Объясните подростку, почему его поведение не соответствует общепринятым нормам, к каким негативным последствиям это могло привести, как ведут себя в подобных ситуациях взрослые люди и т.д.

Причина №3. Подростки постоянно возмущаются и выражают несогласие

Подростки много и громко разговаривают, по любому поводу возмущаются, спорят с взрослыми, не считаются с мнением родителей или учителей, не допускают никаких замечаний в свой адрес, легко раздражаются и становятся вспыльчивыми. Все эти и многие другие изменения в речи и мышлении подростка самым непосредственным образом связаны с активным развитием его нервной системы и головного мозга.

Развитие передних отделов больших полушарий головного мозга превращает еще вчера молчаливого и послушного ребенка в говорливого, ворчливого, вечно всем недовольного и постоянно возмущающегося подростка, у которого процессы торможения и возбуждения пребывают в разбалансированном состоянии. Из-за быстрого распространения возбуждения подростки молниеносно раздражаются, демонстрируют непокорность и вспыльчивость.

Подросткам свойственна и иррадиация (подвижность) нервных процессов, поэтому они довольно-таки быстро реагируют на те или иные раздражители, особенно новые, и легко переходят от одного состояния к другому (от апатии к безудержному веселью, от слез к смеху и т.д.). Необычно высокая чувствительность и волнообразная смена настроения иногда приводят к своеобразной мимикрии: подросток попадает под влияние определенной группы сверстников, перенимает особенности их поведения и начинает вести себя точно так же, как и все остальные члены этой группы.

Подростки совершают дикие и отчаянные поступки

Как реагировать взрослым? Не удивляться, когда подросток задает отвлеченные и неуместные вопросы, абстрактно рассуждает на волнующие его темы, придумывает собственный и непонятный окружающим язык, спорит по любому поводу, постоянно возмущается, словами или действиями выражает несогласие с родителями, учителями и т.д. Нужно понимать, что его нервная система находится в стадии активного развития и формирования, её разделы пребывают в разбалансированном состоянии, а активность головного мозга возрастает неравномерно.

Все эти особенности развития нервной системы и головного мозга влияют на произвольность и осмысленность деятельности подростка. Так как требующая умения доводить все до конца произвольность деятельности у подросшего ребенка пока еще плохо развита, то подросток часто бросает начатое, из-за чего у взрослых создается впечатление, что он просто ленится переходить от слов к делу.

Не спешите ругать подростка за неусидчивость, эмоциональную неустойчивость, раздражительность, резкую смену настроений, импульсивность, быструю утомляемость и повышенную возбудимость, ведь это наиболее яркие особенности проявления изменений в нервной системе и головном мозге у подросшего ребенка.

Причина №4. Подростки прогуливают школу и не хотят учиться

Еще вчера учеба в школе вызывала у ребенка только положительные эмоции, сегодня же подросток утверждает, что «школа – это отстойный отстой», сравнивает учителей с безмозглыми амебами и делает все возможное, чтобы в очередной раз прогулять уроки. Почему так происходит? Существует несколько причин.

Причина первая – противоречие между предъявляемыми новой деятельностью требованиями и уже известными способами её выполнения. Учеба в средней школе требует абстрактного мышления и анализа через включение в новую систему связей какого-либо явления, благодаря чему ученик учится мыслить отвлеченно, открывать новые принципы действия, формулировать закономерности, строить новые способы решения задачи.

Но ученик за годы учебы в младшей школе настолько привык решать задачи конкретного и уже известного ему типа, что он переносит эти способы действия в новые условия. Правильного же ответа он не получает, поэтому пытается подогнать решение под тот правильный ответ, который находит в конце учебника или в решебнике. Выполняя деятельность «методом тыка», подросток постепенно теряет интерес к учебе.

Причина вторая – противоречие между возможностями подростка и типом образования. Пассивно-иллюстративный тип образования («умственная жвачка») может тормозить умственное развитие школьника. Данный тип образования предполагает использование памяти, а не развитие мышления, он строится на заучивании, а не на использовании подростком уже полученного жизненного опыта.

Учителя не обращают никакого внимания на отношение подростка к усваиваемым знаниям. Постоянный повтор уже изученного материала и отсутствие дискуссий только усугубляют ситуацию. Школьник теряет интерес к учебе, так как учебный процесс ориентируется на внешний (родительский или социальный) заказ, а не на выявление и реализацию внутренней сущности ребенка.

Что делать, если бесят подростки

Причина третья – противоречие между особенностями обучения в начальных классах и средней школе. Так как в начальной школе уроки ведет один учитель, то дети быстро привыкают к его манере поведения и требованиям. В средних же классах уроки ведут разные педагоги, мнения которых об одном и том же ученике могут сильно различаться.

Причина четвертая – противоречие между индивидуальными познавательными маршрутами подростка и массовым характером обучения. Каждый школьник обязан усвоить государственную программу обучения, поэтому учителя предъявляют одинаковые требования ко всем ученикам. Склонности же и способности ребенка к определенной предметной области педагогами совершенно не учитываются, ведь стандарт образования является необходимым для всех без исключения детей.

Как реагировать взрослым? Проанализируйте поведение подростка, поговорите с ним и попытайтесь понять, по какой именно причине он прогуливает школу и не хочет учиться. Хотя об индивидуальных образовательных программах в наших школах мечтать не приходится, но родители могут помочь подростку составить собственный познавательный маршрут, благодаря которому он будет максимально реализовывать свой внутренний потенциал и в будущем сможет достигнуть нужных результатов.

Причина №5. Подростки не желают трудиться, но хотят иметь всё и сразу

«Купи мне новый смартфон!», «дай мне денег на поход в кино с друзьями», «хочу новую футболку», «не пойду в школу, пока ты не купишь мне новый ноутбук», «мне нужны деньги на новую прическу», «у всех девочек в нашем классе нарощенные ногти, только у меня какие-то обрубки вместо ногтей», «без этой игрушки я не покажусь на глаза своим друзьям, иначе они меня засмеют» и т.д. и.т.п. Бесконечные подростковые «хочу», «дай», «заплати» и «купи» бесят и раздражают самых спокойных и уравновешенных родителей.

Подросток же, испытывая противоречие между потребностями в предметах материальной и духовной культуры и возможностями их получения, воспринимает отказы взрослых в удовлетворении очередной его хотелки в штыки. Он злится, ведет себя агрессивно и вызывающе, устраивает истерики. Если же родители продолжают гнуть свою линию, то подросток ищет способы раздобыть денег.

Подросшие дети, у которых с нравственными принципами все в порядке, отдают предпочтение компромиссным решениям: помогают родителям по дому, берут на себя дополнительные обязанности, устраиваются на подработки. Те же подростки, которым законы не писаны, добывают деньги на покупки нечестным путем. Но получают ли они от этого удовольствие? Некоторые получают, другие же испытывают угрызения совести и боятся, что рано или поздно их поймают на горячем.

Подростки не любят ждать, они хотят, чтобы все их желания сразу же воплощались в реальность. Но человеческие потребности невозможно полностью удовлетворить, ведь они безграничны и ненасыщаемы. Удовлетворение же части этих потребностей не ощущается как большая радость, поэтому у подростка сразу же появляется новая потребность большего масштаба.

В итоге образовывается замкнутый круг, о котором известный русский педагог, врач и основоположник систематики в медицине П.Ф. Лесгафт писал так: «Сначала подросток требует конфету, потом ему нужна конфета с ромом, затем он хочет получить ром с конфетой, а заканчивается все тем, что больше ни в какой конфете подросток не нуждается – ему нужен только ром».

⚑ Как реагировать взрослым? Мы все хотим иметь как можно больше, а делать как можно меньше, но далеко не всегда наши ожидания соответствуют реальному положению дел. В спокойной и дружелюбной манере объясните это подростку. Не обвиняйте его в том, что он – меркантильный и не сочувствующий своим тяжело работающим родителям неблагодарный ребенок, а просто расскажите ему, как много вам приходится работать, чтобы удовлетворить базовые потребности семьи.

Попросите подростка о помощи: пусть возьмет на себя часть домашних обязанностей, посидит несколько часов с соседским малышом, помоет машину, сходит в магазин за продуктами. Чем раньше вы начнете приучать ребенка к тому, что без определенной активности удовлетворить потребности практически невозможно, тем проще ему будет понять, как это работает.

Причина №6. Подростки любят несуразную и вульгарную одежду

Ощущая себя уже взрослым человеком, подросток стремится поступать так, как поступают взрослые. Он перенимает формы взрослого поведения (часто с аддиктивными привычками) и делает все возможное, чтобы изменить самого себя и стать частью взрослого мира.

Особенно ярко это проявляется в желании обрести взрослую внешность. Девочки в подростковом возрасте мечтают быть похожими на известных топ-моделей и блогерш, поэтому они начинают отдавать предпочтение обуви на высоком каблуке, делают вычурные прически, одеваются хоть и по моде, но в крайнем и понятном далеко не всем окружающим людям её выражении.

Мальчики не отстают от девочек: они, беря пример с известных музыкантов, блогеров, актеров и спортсменов, смело сочетают плохо сочетаемые детали гардероба, делают татуировки, красят волосы в зеленый цвет и т.д. Многие хотят не только одеваться, как взрослые, но и быть физически сильными и развитыми.

⚑ Как реагировать взрослым? Отыскать альбом со своими подростковыми фотографиями, окунуться в ностальгию и порадоваться, что с тех пор ваше чувство стиля прошло ряд существенных трансформаций.

Не критикуйте подростка за выбор одежды, ведь чувство стиля, как и многое другое, нуждается в развитии. Помогите желающему впечатлить сверстников своим внешним видом ребенку сделать правильный выбор, но не навязывайте ему свою точку зрения. Если подростку нравится сочетать именно эту футболку с именно этими джинсами, то не насмехайтесь над ним и не тыкайте в него пальцами, а спокойно и не переходя на личности объясните ему свою позицию («эту футболку лучше комбинировать с синими, а не розовыми джинсами»).

Прислушается подросток к вашим рекомендациям – отлично, не прислушается – ничего страшного, ведь когда еще экспериментировать с внешностью и искать свой собственный стиль, как не в подростковом возрасте? Футболку легко можно заменить, чего не скажешь о восстановлении доверительных отношений между родителями и их подросшим ребенком.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на наш канал: Яндекс Дзен
"Захотелось ударить по наглой роже": почему подростки всех бесят?
Юлия
"Это банально, но суть вот в чём: тебе тогда будет хорошо, когда ты сам будешь хорошим. Хорошим? Вернее сказать, честным. Не по уголовному кодексу честным — я могилу могу ограбить, медяки с глаз у мёртвого снять, если деньги нужны, чтобы скрасить жизнь, — перед собой нужно быть честным"

Рекомендуем

1 КОММЕНТАРИЙ

  • Аноним

    Подростки должны видеть свою необходимость и важность в обществе. Гайдаровцы занимались делом, их вели взрослые. Подросткам необходима не только школа но и общественная жизнь. Сейчас их никуда не пускают бесплатно в секции, кружки да и очень важно, на элементарные заработки. А это важнее нотаций и обещаний. Время другое. Гайдаровцев учили читать в 10-15 лет, а сейчас пятилетний легко справляется с айфоном и развитие зашкаливает желанием быть лучшим и первым, а мы ему говорим stop, учись. А чему, где ? Ответа нет. Жизнь коротка и двенадцатилетние могут физически и морально выполнять летом и в выходные, которых появилось ужасно много не просижывать штаны родителей а самим трудится и зарабатывать деньги. Мы стыдливо пытаемся им навязывать что деньги это не важно а сами рвем все нервы чтобы лишнюю копейку заработать где угодно. Школа для учебы важна но и важна школа жизни. Её надо надо одновременно проходить. Тогда болтаться будут подростки меньше без дела, тогда и краснодеревщиков, фрезеровщиков будет больше и раньше. А наше правительство морща только лоб не в состоянии не только денежно но и теоретически ставить такие задачи.

Комментарии для сайта Cackle

Новые комментарии

Сейчас читают

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: